Вести с полей. Шанельно-жасминовых

chanel-bottle
Дорогие. Минувшая неделя выдалась у нас с Юлей очень горячей. Юля пахала в блоге, я — на выставке достижений косметической индустрии в Каннах и в полях Грасса. Кому было слаще — большой вопрос. Итогами Юлиной пахоты вы могли наслаждаться каждый день, мои итоги скромнее — стесанные от кросса по Круазетт пятки, заплетающийся на трех языках язык:), двадцать пять презентаций, пятнадцать интервью (еще расшифровывать все, да-да), перевес багажа в размере полновесного дополнительного места, пять начатых, но не законченных постов… и, да, пять жасминовых цветочков, из которых, надеюсь, получится 0, 00000010 % одной капли Chanel N5.

Собственно, об этом и речь. О жасминовых цветочках, которые цветут в Грассе всего 100 дней в году — с начала августа до конца октября, и должны быть собраны все, чтобы в мире не иссякали запасы оригинальной версии Chanel N5.

И фокус даже не в том, что этот грасский жасмин самый лучший в мире (хотя он, конечно, не худший). И даже не в том, что он самый дорогой (хотя он самый дорогой). А в том, что… именно этот жасмин, собранный на этих самых полях, был на пару с грасской же розой главным участником той композиции, которую 90 лет назад  парфюмер Эрнест Бо подсунул под нос мадемуазель Шанель под номером 5.

И с тех пор, дабы сохранить аутентичность классического Chanel N5, марка собирает урожай жасмина и розы именно тут, и больше нигде. Поэтому май, когда цветет правильная шанелевская роза, и август-сентябрь-октябрь, когда цветет жасмин, на полях Грасса — горячая страда.  И поэтому четыре дня назад туда, на эти поля, меня ранним утром из буйных Канн доставило такси, заказанное предусмотрительным пиар-отделом Chanel.

Будучи человеком, давно и прочно развращенным гламуром, я в ехидном невежестве предполагала, что поля Chanel непременно будут выстрижены по форме логотипа, устланы мягкими дорожками цвета слоновой кости, а сборщики урожая по случаю приезда прессы окажутся наряжены во что-нибудь подобающее, черно-белое. Ну это, я,  конечно, утрирую — но совсем слегка. В моем воображении шанелевские поля на самом деле чем-то смахивали на потемкинские деревни, и я даже уговаривала себя, что в гостях надо вести себя прилично и не ехидничать не по делу.

Оказалось, зря я себя уговаривала. Поля оказались как поля, прекрасные в своей натуральности. Вот такие поля. И над ними — запах, который нельзя сфотографировать, и трудно описать. Запах жасмина на солнце, с топовыми нотами горного ветра, с базовыми нотами сухой земли.

И сборщики, как вы видите, все  в своем, штатском, в сельскохозяйственном, головы у всех покрыты разнообразными шляпами, а у некоторых еще и замотаны платками. Это не дань моде ранних 70-х — это просто солнце тут, в горах, активное, а они работают с 7 утра и до 13-00 пополудни. У большинства корзины, в которые они бросают сорванные цветки, стоят на земле, но некоторые привязывают их к бедру, как эта женщина на фото внизу.

Женщину зовут Софи, кстати. Она подписывается собирать жасмин уже который год подряд. Говорит, ей нравится работа на свежем воздухе. На руках у нее роскошное тату, в ушах наушники. Слушает она какую-то неведомую мне французскую попсу и фотографируется с видимым удовольствием, не переставая семенить руками по кустам.

Есть среди сборщиков и мужчины, но они в явном меньшинстве. Этот растаман — чуть ли не единственный.

Вообще собирать жасмин не то чтобы очень просто. Цветки очень нежные, на кусте располагаются кто во что горазд, кто сверху, кто сбоку, кто с другого боку, в общем, никакой дисциплины. Сборщики уверенно проходят ряд за рядом, срывая распустившиеся, оставляя бутоны — эти бутоны завтра станут цветками, послезавтра — сырьем.

Справедливости ради отмечу — гламур на полях все-таки обнаружился. 🙂  По случаю приезда журналистов (кроме меня там были гипер-активные французские телевизионщики, немцы и еще кто-то, а на следующий день намечался десант из Китая) у кромки поля выставили сменную обувь — резиновые сапоги жизнерадостных расцветок…

… И с вожделенным логотипом на носках и на пятках. Идешь и знаешь наверняка, какой след после себя оставляешь на этой земле:)

Я взяла желтые. Очень удобные, кстати, оказались. Даже снимать не хотела.

Пока я  метила территорию скрещенным «С», корзины сборщиков наполнялись жасмином…

… а на грядках раздавал журналистам интервью владелец этих полей, месье Джозеф Мюль. Он оказался на вид и по повадкам — ну вылитый Юрий Михайлович Лужков. Я буквально с трудом удержалась, чтобы не спросить, что он думает о собянинской инициативе выстелить всю Москву плиткой. Но спросила все-таки о том, можно ли к нему на следующее лето завербоваться сборщиком. Месье Мюль, точно как его двойник в кепке, ответил нечто лукавое и политкорректное — что в принципе этому нужно долго учиться, и некоторые тут даже с высшим агрономическим образованием, но стажером — можно попробовать, отчего же не попробовать, да, тем более что дивчина я хорошая и работящая.

А еще месье Мюль рассказал мне, что эти поля принадлежали еще его пра-пра-пра-пра… в общем, чтобы не запутаться в этих пра, скажем, что он — представитель пятого поколения Мюлей, владеющих этими полями. И что, кажется, при его прадедушке сюда наведался Эрнест Бо, подарив тем самым, слава всевышнему, строчку в истории и твердый кусок хлеба семейству Мюлей на много поколений вперед. Потому что в 1980-х интерес парфюмерных компаний к оригинальному грасскому жасмину стал падать: одни наловчились покупать его где-то за морями, где земля и труд сборщиков подешевле, другие научились этот аромат мастерски извлекать из синтетических молекул. И Мюли уже подумывали заняться разведением коров или еще каким, более прибыльным делом…

… Но тут представители марки Chanel сделали им предложение, от которого, слава богу, они не смогли отказаться. И в 1987 году между маркой Chanel и семейством Мюлей был подписан контракт. Согласно этому контракту, Мюли обязуются воздержаться от перепрофилирования своих жасминовых и розовых плантаций, продолжать взращивать тут то, что положено, с любовью и соблюдением всех норм, а также не использовать  никаких химикатов, даже самых продвинутых и сулящих всем жасминам и розам невиданное процветание. А марка Chanel обязуется в обязательном порядке выкупать у семейства Мюлей 98% урожая.

Подобных контрактов — между огромным брендом и маленьким фермером — история, кажется, еще не знала. (Мне, по крайней мере, они неизвестны. ) Это был смелый шаг — но, видимо, только он мог гарантировать соблюдение максимальной аутентичности Chanel N5. Настоял на нем парфюмерный бог Chanel Жак Польж. Выиграли в итоге обе стороны. Мюли остались при полях, Chanel — при аромате.

Жасмин с полей месье Мюля пахнет так, что в него хочется окунуться с головой. Месье Мюль дал, кстати, мне совет, как не расставаться с ним подольше. Надо пригоршню цветков кинуть за пазуху. Они там согреются, запах распустится и пропитает тебя насквозь. Я попробовала проделать этот фокус — результат оказался потрясающий.

А солнце тем временем, как писали в романах, перевалило за полдень. И сборщики понесли свои корзины в пункт приемки урожая. На сборе жасмина работают 60 человек (на сборе розы — 75). В день они должны сдать 1,5 кг. За три месяца — 40 кг. — это норма. При таком раскладе они получают в месяц 1 100 евро.

За каждый лишний килограмм добавляется еще 15 евро.

 

 

Месье Мюль говорит, у него в основном все ударники и доходы многих бывают по 2 000 евро в месяц и больше. Некоторые в день собирают по 4-5 килограмм, и большинство из них работают тут не первый год.  А чтобы мне их жизнь не казалась малиной, объясняет: 1 килограмм — это примерно 8 000 цветочков.

 

Цветки из корзин высыпаются в контейнеры, контейнеры ставятся на весы, приемщик выдает каждому сборщику чек. Все как в аптеке — учитывается каждый грамм.

А потом эти контейнеры поступают на фабрику. Фабрика стоит тут же, в 3-минутах езды от полей. Но цветы, которые были в корзинах, и цветы, которые едут по ленте «в топку» — это совершенно разные цветы. Точнее, в корзинах они еще цветы, а в контейнерах — уже сырье для будущих Chanel N5.

Их засыпают вот в такую слоеную — из 5 слоев состоящую — штуку. Ровненько, слой за слоем. После чего подвергают экстракции.

Под высоким паровым давлением туда подается растворитель (гексан)…

…И цветы превращаются в жмых, оставляя свой аромат в воскообразном веществе, которое парфюмеры назвают «конкретом».  В этом есть что-то жестокое, да. И как минимум — грустное. Но давайте не будем впадать в повышенную сентиментальность, а вернемся на поле месье Мюля, оглядимся и поймем: эти цветы все равно бы завяли завтра к утру. А мир бы остался без ароматов. Немного поразмыслив, я пришла к выводу, что к такому повороту сюжета не готова. И просто увядяющие на свободе бесхозные цветы, чего уж  там, тоже не самое оптимистичное зрелище на свете.

Так что пусть лучше так — контейнеры, дистилляция, экстракция, расфасовка.

 

«Конкрет» будут долго обрабатывать, смешивать с алкоголем, замораживать до состояния минус 15 по Цельсию, тщательно фильтровать, чтобы отделить воск от жидкой ароматной субстанции.

 

А потом подвергнут паровой дистилляции, чтобы выпарить излишки алкоголя. И тогда получится то, что парфюмеры называют «абсолю» — то есть вещество, полностью готовое к тому, чтобы слиться с другими (розовыми, мимозовыми, фиалковыми) «абсолю», и стать ароматом.

Я плохо дружу с цифрами, но арифметика Chanel N5 произвела на меня неизгладимое впечатление: для того, чтобы получить 1 кг конкрета, нужно 350 килограмм цветков жасмина. Для того, чтобы получить 1 килограмм жасминового абсолю, нужен 1 кг. 100 грамм конкрета.

А в одном флаконе 30 миллилитров духов (parfum) N°5  находится… примерно 1,000 цветов жасмина.

И, как хотите, если бы у меня был выбор — завянуть в поле или стать Chanel’ю N5, я клянусь — предпочла бы второе, и счастливо стояла на полке у какой-нибудь милой барышни, и считала бы это очень удачной реинкарнацией.

И еще: вот все говорят, что N5 — это легенда. Но теперь мне абсолютно понятно а) почему это легенда; б) почему это живая легенда; в) почему эта живая легенда живее всех прочих ароматных — живых, полуживых и вовсе неживых легенд.

PS: Там же, на полях, у меня было еще одно очень занимательное интервью — с парфюмером Chanel Кристофером Шелдрейком. Помимо всего прочего, он ответил мне на вопрос, действительно ли Chanel N5, который мы имеем сегодня, ничем не отличается от Chanel N5, который когда-то одобрила мадемуазель. Обещаю его вам скоро предъявить.

 

 




Яна Зубцова, она же - блогер Ya-z-va и бьюти-директор Allure Russia. В прошлом - бьюти-директор Harper's Bazaar, редактор культуры Vogue Russia и зам.главного редактора журнала SNC, куратор бьюти-раздела. В прошлом и настоящем - человек, искренне верящий, что у бьюти-индустрии должны быть независимые критики. Они оздоравливают процесс.



66 комментариев

Добавить
  1. BekkiBlumwood

    Как же интересно! Яна, спасибо!)
    Я еще слово «конкреция» слышала, видимо, это то же самое, что и конкрет.

    • Ya-z-va

      Бекки, спасибо, я рада, что вам нравится! а то писала пост три дня, и опасалась, что получится скучно) знаете, нет ничего сложнее, чем описывать собственные восторги, совмещенные с химическими терминами, особенно когда в голове перемешаны русский, французский и английский:))

      • Ирина

        Яна, добрый день,есть ли у вас информация о том как попасть на работу сбора жасмина или роз в Грассе,напишите .пожалуйста, или может ссылку
        буду благодарна за ответ
        Ирина ))

  2. bella-shmella

    Яна, как интересно. (сапоги унесла? бгг))

  3. blondycandy

    Спасибо! Прочитала и обалдела!

    • Ya-z-va

      Катя, рада, что тебе было интересно читать:) мне было самой почему-то очень сложно писать, отношу это за счет перегрузки мозга на выставке, поэтому до конца не была уверена, что получится интересно. Спасибо!

      • blondycandy

        Столько информации и живые люди — огромная работа! Факты потрясают! Я даже пошла понюхала свой №5)) Как-то они еще круче стали после всего того, о чем ты написала!

        • Ya-z-va

          Не поверишь,я сама по приезду домой кинулась именно к этим духам))) в этом и смысл правильного пиара, И правильной эксплуатации собственного наследия. Молодцы они, что тут сказать)

          • Yulia

            Мне они всегда нравились, шанель номер пять ) и я с неуважением относилась к тем, кто говорил, что шанель — это для бабушек (есть и такое мнение, представляешь? =). единственное, что мне интересно — различается ли шанель номер пять массового розлива от исторической шанели, так как говорят, что отличается. в общем, ждем )

          • blondycandy

            Юля, мне тоже это очень интересно — про различия, если они есть.
            Мне не приходят уведомления(((((

  4. Marinika

    Яна, сколько интересностей! Спасибо большое!!!:)
    Да…нелегок труд сборщиков жасмина! В день срывать по 30-40 тыс.цветков — обалдеть просто!!! У меня в голове не укладывается…

    • Ya-z-va

      У меня самой не укладывается, Марин!:) хотя если посчитать, сколько я букв иногда в день пишу — можно сказать, я тоже хороший сборщик:))) это я так почесываю эго, ага.

  5. Yulia

    Сапожки! Хочу сапожки желтенькие ))

  6. gooos

    спасибо вам за репортаж! Очен и очень интересно. Конечно, захотелось прямо сегодня пойти и купить себе №5 духи. Но пока на меня пятерка не садится, купить что ли просто, чтобы стояли

  7. juliafishka

    Очень интересно, особенно на фоне просмотренного вчера «Парфюмера» 🙂 Часы на последней фотке обалденные!

  8. Vasilina

    впечатляет! традиции все-таки очень много значат, а в парфюмерии, мне кажется, особенно…

  9. Jangsty

    впечатляющий репортаж с полей 🙂
    читала, не могла оторваться, повиснув на перекладине в метро))
    Яна, вы скрасили мое утро!

    я еще не доросла до пятерки, она меня как-то душит и затаптывает, но после таких фотографий жасмина и описания впечатлений, хочется купить и попробовать еще 🙂

  10. fondsmarins

    Необыкновенный репортаж, я даже запах жасмина начала чувствовать, пока читала:))
    Яна, Вы чудесно описываете ароматы:)))

  11. Fair Sophia

    Захватывающе, спасибо огромное. Действительно, захотелось пойти купить третий флакон «Пятёрки» после такого погружения.:) С нетерпением буду ждать интервью с ответом на вопрос, тот ли аромат сейчас, что прежде.

  12. Natalya

    Одна из лучших статей, которые я прочла за последнее время! Буквы Вы собираете удивительным образом (Ваше Эго может довольно улыбнуться):)
    Очень интересно, и хоть с №5 я не дружу, надеюсь, что в бутиковые линии Шанель тоже попадают капельки абсолю с этого и похожих полей.

    • Ya-z-va

      Ой, Наталья, мое эго просто щастливо! спасибо! а что касается того, почему многие не дружат с номером 5, мы об этом как раз с Шелдрейком говорили. все расскажу))

  13. trophi

    Яна, как интересно! Большое спасибо! Как будто сама там побывала))

    • Ya-z-va

      Марина, я рад) я сама уже не верю, что там побывала — только фото и доказывают, что это не сон мне чудесный приснился)))

  14. gapaski

    не могла оторваться от прочтения ни на секунду (хтя надо было — дела, работа…) спасибо!!! сохраню себе в избранное)))

  15. Kitaika

    Офигительный текст, с нетерпением жду постинга про «пятёрку».

  16. Inna

    потрясающая статья! потрясающий Chanel! *ушла за духами)

  17. chayanka

    большое спасибо за материал! очень интересно!
    и очень жду интервью. «Пятерку» приручила только недавно, но с тех пор не расстаюсь:)

  18. time4beauty

    Яна, с возвращением!
    пост крутой… и сапоги тоже))

  19. Марина

    Очень интересно! Но как же жалко, что такое прекрасное сырье смешивают с альдегидами и прочей дрянью! Хорошо, что можно купить чистые абсолюты, конкреты и масла и наслаждаться (ушла к арома-шкафчику).

    • Ya-z-va

      Марина, ну зачем же обязательно «с дрянью»? некоторым нравятся чистые абсолю, некоторым — созданные в результате кровосмешения ароматы, а конкреты чистые вообще пахнут сомнительно…

  20. kroshka_s0kolova

    так и тянет теперь за духами )) спасибо, очень-очень интересно!

    • Ya-z-va

      Пожалуйста! обратите только внимание, что эти жасмины и розы идут только на духи (parfum) N5, а остальные концентрации — это другая уже история.

  21. BeautyTuning

    Бесподобная запись — прочла на одном дыхании!

    • Ya-z-va

      Спасибо, Марьяна! Не могу сказать, что писала на одном дыхании — слишком много всего толпилось в голове, но рада, что в тексте это не очень заметно 🙂

  22. Little Beatle

    Яна, отличное путешествие! А сапожки покорили, ага… Жду интервью, хочу узнать всю правду! :))

  23. Ya-z-va

    Уже скоро-скоро, дописываю!)

  24. Yulia

    Прекрасно вышло! Как же люблю подобные статьи: именно о «кухне», а не только о том, насколько та или иная вещь пряитна-разнеможна.

  25. Аюна

    Какой замечательный репортаж! Очень интересно. Как раз искала материал про жасмин для парфюмерии. Сапожки от Шанель улыбнули. Спасибо!

  26. Ирина

    Яна,подскажите ,где взять информацию о том как можно попасть работать на сбор жасмина
    Буду благодарна за ответ
    Ирина

  27. Ann Sokolova

    «действительно ли Chanel N5, который мы имеем сегодня, ничем не отличается от Chanel N5, который когда-то одобрила мадемуазель. Обещаю его вам скоро предъявить.»
    Яна, так что, отличается или нет?))) Интервью с Кристофером Шелдрейком не было обнаружено)

  28. Надежда

    Яна, так был пост по интервью с Шелдрейком или нет? Весь блог перелопатила — не нашла… Может плохо искала, а???

  29. Александра

    Яна, добрый день! А то обещанное интервью с Кристофером Шелдрейком так пока и не вышло, да? Все-таки очень хочется узнать ответ))) Почти 4 года прошло! Есть ли еще какая-то надежда?
    «Там же, на полях, у меня было еще одно очень занимательное интервью — с парфюмером Chanel Кристофером Шелдрейком. Помимо всего прочего, он ответил мне на вопрос, действительно ли Chanel N5, который мы имеем сегодня, ничем не отличается от Chanel N5, который когда-то одобрила мадемуазель. Обещаю его вам скоро предъявить.»
    Спасибо заранее!!

    • Ya-z-va

      Александра!))) Восхищаюсь вашей настойчивостью и желанием прочитать интервью с Шелдрейком. Я каюсь — я долго не могла собраться и сесть за него. А потом утопила мобильный вместе с записью. Но ответ на этот вопрос я оч хорошо помню, поэтому изложу его тут в вольной форме. Суть при этом не искажена) Короче, он вот что ответил. Главные составляющие — грасский жасмин, грасская роза и альдегиды — остались прежними. Но в связи с директивами ifra, какие-то ингредиенты пришлось переписать. И смысл его работы заключается в том, чтобы переписать — переформатировать — эти ингредиенты максимально бережно, чтобы на самом аромате это никак не сказалось.

      • Александра

        Яна, спасибо вам большое за развернутый ответ!))) Очень сожалею, что так вышло с мобильным и интервью… Очень нравятся ваши материалы «из первых уст»! Сейчас вот параллельно про встречу с Маллем изучаю 🙂
        В общем, Шелдрейк ответил уклончиво: мол ifra и реформулировки и до них добрались, но они стараются максимально сохранить аромат. Что ж, и на том спасибо. Правильно ли я понимаю, что это в основном духов касается? А в т/в и п/в ингредиенты попроще , и церемоний с ними меньше? Интересно, как на них отразился ход времени тоже) Я вот сама люблю больше туалетку — она такая свежая, игристая, кристально-звенящая. А духи более сладкие и насыщенные… мадамистые что ли. Может еще не доросла :)))

        • Ya-z-va

          Александра, да, досадно вышло с этим айфоном ((( Что касается его ответов — я на память помню, что да, для того, чтобы соответствовать IFRA и не убить N5, все формулы переписываются с крайней тщательностью, так, чтобы вытащить ту самую «запрещенку», но не изменить запах в целом. На современном этапе развития химии это, в общем, возможно, только очень гиморойное занятие. Но N5 на то и N5) И да, это касается именно духов, edp и edt все попроще, да и создавались они позже, уже с учетом IFRA (хотя тут я могу ошибиться, даты не моя сильная сторона) Спасибо что читаете с таким интересом, нам это оч важно)

  30. Кристина

    Очень интересный материал, с большим удовольствием прочла!!! Спасибо, Яна!

  31. Анастасия

    Яна, спасибо! Прекрасно рассказано, как и всегда. Так и хочется набросать себе жасмина за пазуху)) Я теперь буду по-другому смотреть на эти флаконы. У меня стоит N5 в версии eau première, в ней роза и жасмин ведь тоже должны быть с тех самых полей, как думаете?


Добавить комментарий Отменить ответ