Независимый
Ресурс
О красоте

Цветотипы: миф или закон?

Цветотипы: миф или закон?

Теория о цветотипах вызывает массу споров, причем не только среди пользователей косметики, но и среди профессионалов-визажистов. Лена Коренькова собрала основные тезисы «за» и «против» концепции о летних, весенних и прочих «сезонных» лицах.
Когда мне было семь лет, в домашней библиотеке я обнаружила одну очень интересную книжку. Мамину. Она называлась «Какой цвет вам к лицу?». С этого момента Чук и Гек надолго отправились красить забор вместе с Томом Сойером — я погрузилась в изучение цветовых палитр. Листая «взрослую» книгу, я сообразила, что она предлагает определить, на какую из четырех теть с фотографий вы похожи. И дальше раскрывала секрет, как одеваться и краситься так же здорово, как они. Я отчего-то ни на одну из теть не была похожа. Не похожа и до сих пор — и до сих пор не разобралась, как же мне с этим жить дальше:)

Вообще, парадокс: в мире, где гаджет без кнопок за минуту находит один из четырехсот подходящих рейсов на Мьянму, решение, какой цвет помады выбрать, нам приходится принимать почти на свой страх и риск, самостоятельно. И сколько бы ни выходило компьютерных игрушек на тему «подберем макияж/гардероб/шарфик дистанционно», ни одна из них всерьез не работает. А лекции на тему «Осень вы или Зима?» продолжают собирать стадионы. Этот пост — попытка разобраться, почему это так?

И вообще, какая нам польза от этой теории?

На мой взгляд, она очевидно простая:

  • строгие рамки «Я — Зима», «Я — Лето» направляют тех, кто сомневается, какие цвета ему идут. Если разобрать все удачные образы с красных дорожек, получится, что Сальма Хайек и Пенелопа Круз не случайно одеты в красные платья;
  • если вы планируете смену цвета волос, цветотипы подскажут, в какую сторону изменения будут «ах», а в какую — «оооох». Если «лето» красит волосы в черный цвет, оно должно быть готово соблюдать правила «зимы» — так, как это делает Дита фон Тиз. С теплыми оттенками лучше не экспериментировать, будет ощущаться диссонанс;
  • это ориентир для визажиста и стилиста в работе с «новым» лицом.

Но дальше, увы, начинаются сложности, разброд и шатания. Например, никто до конца и с предельной ясностью так не определил тип всех женщин планеты:)


Позиция первая, популярная: «Каждый человек принадлежит строго определенному цветотипу. Те, кто считает по-другому, просто не умеет эти цветотипы определять».

Теория предполагает четыре «сезона», которые разными «пользователями» по-разному делятся на подтипы. В таком виде мне представили их в Студии Владимира Калинчева:

  • Многие совершают ошибку, считая, что в определении цветотипов самым значимым параметром является натуральный оттенок волос. На самом деле, принципиальное отличие — в оттенке кожи и ее подтоне: розовом, зеленоватом и.т.д. Причем, если верить теории, при таком подходе исключения из правил случаются не чаще одного на тысячу — вроде азиата с веснушками.
  • Для тех, кому не удается определить цветотип по одному описанию, придуманы тесты-подсказки вроде вот таких и таких.

image-1

Что в этом рационального

  • Правда, что цвета, находящиеся рядом с лицом, влияют на то, какой оттенок приобретает кожа лица и как оно в итоге выглядит. С этим определились еще в начале девятнадцатого века, в частности, такие товарищи, как Мишель Шеврёль и Йоханес Иттен. Первый производил гобелены и случайно заметил, что несколько оттенков, расположенных рядом, сморятся иначе, чем по отдельности. Однажды заказчик дал ему образец желтого цвета для гобелена, но в готовом изделии тот значительно отличался. При сравнении оказалось, что желтый вполне себе один и тот же. Йоханнес Иттен пошел дальше и открыл, что цвета разных сезонов по-разному отражаются на тоне кожи и волос человека, изображенного на картине.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «неправильный» цвет делает кожу бледнее, болезненнее, выделяет круги под глазами или кричит так, что заглушает все вокруг. Мне, как цветотипу «Лето», категорически не идет кипенно-белый цвет у лица. Так, же, как Кейт Бланшетт:

Слева - подходящий оттенок белого, справа - нет.

Слева — подходящий оттенок белого, справа — нет.

Что в этом сомнительного

  • Неясно, как быть, если вы не похожи ни на одно из описаний. Представляю визажиста, который двадцать минут в панике рассматривает ваши зрачки. Хотя, судя по существованию десятка таких форумов, почему бы и нет)
  • Зачем отказывать себе в цветах, которые оказались не по фен-шую? Как быть с модой? Вместо гармоничного сочетания на подиумах прочно поселился контраст, чтобы делать кожу еще белее, а лицо фактурнее.
  • Дальше средней полосы России девушки видят солнце три месяца в году и «носят» кожу с зеленцой. У всех вынужденная весна, получается?) Это явно не так.
  • Для чего танталовы муки цветотипирования (шедевральное слово, нет?:), если вы и так знаете, что вам идет и в чем комфортно? Вообще, есть что-то неуютное в том, что другой человек — пусть даже Гёте или Иттен — определяет, что тебе идет. В мире, где я живу, человек смотрит на условное нечто и понимает, нравится оно ему или нет. Если это не так, закрадывается скользенькое ощущение, что у него нет собственного мнения.
  • Допустим, вы — «лето чистое», «осень мягкая», «зима светлая». Да, по системе Манселла случается и такое) Сомнительно, что от этого знания в вашей жизни что-то изменится.

Позиция вторая, политкорректная: «К сегодняшнему дню твердые границы цветотипов стерлись, но это не мешает им оставаться подсказкой-ориентиром».

Что тут разумного

  • Объясняет, почему не получается подогнать к четырем сезонам даже небольшую команду бьютиинсайдеров.

Что сомнительного

  • Зачем категоризация, где каждый второй — исключение?)
  • Неужели люди -дцать лет назад отличались от сегодняшних настолько, что смешанных цветотипов не было? Как поможет понимание, что ты находишься где-то между галльской зимой и летом, выбрать помаду у стенда Dior?

img2


Позиция третья, дерзкая: «Цветотипы устарели и вообще оторваны от жизни».

Что тут разумного

  • Восприятие цвета — это чувство. Зависит от индивидуально-физиологических особенностей (спросите мужа, какого цвета пальто?) и эмоционального состояния. Перед входом в Galerie Lafayette и в кабинет стоматолога жизнь предстает перед нами в разных красках.
  • Любой стилист скажет: «Хотите носить кислотный желтый — будет кислотный желтый!» Карл с Донателлой и Анной Делло Руссо поддержат — и будут правы.

image

Что в этом сомнительного

  • Цвет, расположенный близко к лицу, удачно или неудачно оттеняет кожу — это факт (см. выше:).
  • Будущих стилистов и визажистов продолжают обучать по этой схеме, в интернете не прекращается цветотипо-помешательство. За время подготовки этого материала нашлась целая стопка мастер-классов и 151 предложение купить набор платочков для цветотипирования. Если есть, значит кому-то это нужно?)

Позиция четвертая, личная: «В цветотипах настолько утрирована теория цвета, что степень их КПД стремится к нулю»

За последние пару месяцев я успела поменять свое мнение на эту тему раз шесть. Во время лекции была удивлена: что за чудо — интуитивная любовь к нежно-лососевым и ягодным румянам оказалась теоретически обоснована. Сразу после — воодушевленно делилась своими познаниями и ставила диагнозы: «Вы — Лето», «А вы — Весна!» Вроде правильно, но могла ошибаться 🙂 (теперь думаю, вот так ляпнет дилетант доверчивой девушке, пойдет она на свидание в неподходящем платье и все, жизнь испорчена).

Спустя неделю я стала замечать — многих не могу отнести строго к одной из кормушек. Взять даже нашу Яну Зубцову — весна, которая стала летом? Как быть с веснушками, которых нет?

Следующий этап настиг в виде отрицания. Зачем такие заморочки для призрачной пользы. Проще и эффективнее определить, что идет, самостоятельно на глаз.

И все равно меня что-то смущало. Не просто так дизайнеры, стилисты, визажисты ищут вдохновение в искусстве и картинах. Натренировывают взгляд на гармоничных сочетаниях оттенков. Человек — он как картина или раскраска по цифрам, где над одной частью потрудилась природа, а другую только предстоит заполнить. Не может быть настолько просто — бери цветотипы и будь доволен. В общем, я решила изучить вопрос глубже. Оказалось, цветотипы — не единственный, если не сказать, самый из утрированных, методов цветового анализа.

Бывает еще тональный, когда во внешности определяются три доминирующих признака. Глубина — светлый (light) или глубокий (deep), температура тона — теплый (warm) или холодный (cool), яркость — мягкий приглушенный (soft) и яркий контрастный (clear),

img1

Один из последних методов — дирекционный. Не для любого типа внешности имеют значение именно три характеристики. Для меня, например, теплый и холодный не принципиален — идет и то и другое. Вот как я это поняла. Преподаватель Евгений Гайзер дал отличную шпаргалку — хотите понять, теплая внешность или холодная, мысленно примерьте два парика — черный и рыжий. Если идет черный — холодная, рыжий — теплая. Бывает, одинаково хорошо смотрятся оба (как на мне), это означает, что внешность нейтральная и «подлецу все к лицу»-)

4

На лице только немного тонального.

В общем, как человек, до сих пор не сталкивавшийся в тамбуре с колористикой, я поняла, что это глобальный раздел с уймой своих законов. Цветотипы на этом фоне — как бумажный самолетик рядом с эсминцем. Так что первое в списке моих задач — перечитать работы Иттена, Манселла и всех иже причастных. Законспектировать, зарисовать и обсудить с вами на «Бьютиинсайдере». В ближайшее время и займусь 🙂 А пока — цитаты Йоханнеса Иттена из разряда «не могу промолчать».

  • «Существуют ли в изобразительном искусстве общие цветовые правила или же эстетическая оценка цвета определяется только субъективным мнением? Мои ученики часто задавали мне этот вопрос и мой ответ каждый раз звучал так: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний. Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой».

605px-Itten004

  • «Хорошо, — сказал я ученикам, — пусть каждый из вас даст те со­четания красок, какие он находит приятными и гармо­ничными. Через час заполненные листы легли на пол для общего просмотра. Каждый из учеников сделал на своём листе несколько эмоциональных, близких одно к другому со­четаний. Но при этом все работы сильно отличались друг от друга. Следуя внезапной догадке, я взял один из листов и спросил одну из учениц: «Это ваша работа?». «Да», — сказала она. Я угадал авторов всех оставшихся листов и раздал им. За первоначальным недоумением возникло веселье, потому что все ученики заметили удивительное сходство между выражением их лиц и со­зданными ими цветовым сочетаниями. Я закончил урок словами: «Сочетания цветов, созданные в качестве гар­моничных каждым из вас, представляют собой ваше субъективное цветовое восприятие. Это — субъективные цвета».
  • «Для большинства оценка гармонии вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Но понятие цветовой гармонии должно быть перенесено в область объективных закономерностей. Гармония — это равновесие. Если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному (мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серый цвет). Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. Такие цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. И это есть естественная потребность достичь равновесия.
kontrast_dopolnitelnyh_cvetov1

Примеры контрастных пар или дополнительных цветов. О них подробнее во втором выпуске: «Как стать визажистом».

Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний се­рый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойст­вие. Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточно­го изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточ­ным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равно­весия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимо­му нашему зрению».

img4

  • «Явление, при котором наш глаз при восприятии цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета и одновременно порождает его сам — называется симультанным контрастом».
simultannyj_kontrast1

Если долго смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону. На оранжевом «посинеет», на красном «позеленеет, на синем «пожелтеет».

«Несколько лет тому назад мой посетитель — директор одной ткацкой фабрики, выпускающей текстиль для галстуков, — в отчаянии обратил мое внимание на несколько сот метров дорогого галстучного шелка, которые не продавались потому, что черная полоса на красном фоне казалась не черной, а зеленой, а это вызвало ощущение беспокойной вибрации. Впечатление, которое производила эта ткань, было настолько сильным, что покупатели утверждали, что пряжа была зеленой. Если бы для производства вместо сине-черной пряжи была использована пряжа коричневато-черного цвета, материальных потерь не было бы».


А что вы думаете по поводу цветотипов? Получилось ли у вас найти себя в одном из описаний и изменилось ли что-то, когда вы узнали свой?

PS. Мнение Яны Зубцовой🙂

Не могу промолчать. Я приставала с вопросом «Верите ли вы в цветотипы?» ко всем знаменитым визажистам.

Том Пешо сказал: «Это полная ерунда. «Летняя» девушка в Голландии, в Испании и в Англии будет выглядеть совершенно по-разному. Все француженки носят красные помады, хотя, наверное, по цветотипам они не всем идут. Но на восприятие «красиво — некрасиво» среда влияет не меньше учебников».

Ллойд Симмондс сказал: «Верю, но верю, что при правильной смене имиджа можно перекроить свой цветотип целиком. Также верю, что эти правила можно нарушать совершенно сознательно — и это будет органично».

А великая Пэт МакГрат сказала: «Детка, уйди, не мешай с глупостями, это все для домохозяек!».

Я ушла и в цветотипы не верю:)

(13 оценок, среднее: 4,69 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...