Почему парфюмерная классика – новый бунт? Интервью с Жаном-Кристофом Эро

mugler-web-260
К чему приводит переизбыток ароматов на рынке, и почему некоторые считают классические ароматы «тяжелыми». Парфюмер Жан-Кристоф Эро ответил Лене Кореньковой на все неудобные вопросы. Почти на все.
Люблю фильмы, в которых несколько сюжетных линий не пересекается, пока кто-то или что-то не станет между ними связующим звеном. Жан-Кристоф Эро – связующее звено. Между легендарным парфюмером Эдмоном Рудницка (Eau Sauvage, Diorissimo, Rochas’s Femme), Пьером Бурдоном, Оливье Польжем и дизайнером Тьери Мюглером. По законам жанра их связь будет раскрываться постепенно:)

Жан-Кристоф – фанцузский парфюмер, который в настоящее время работает в парфюмерной корпорации IFF. Если посмотреть в его глаза – о нем вообще можно больше ничего не знать.

jean-christophe-herault-for-mugler

Вместе с Оливье Польжем он работал над коллекцией Les Exceptions. Оба – ученики великих учителей, а значит повторяться стыдно, ошибаться нельзя. От Thierry Mugler тоже ждут «позицию» – Angel зачал семейство гурманских ароматов и совершил последнюю в XX веке парфюмерную революцию.

Получилось шесть ароматов: цветочный Supra Floral, шипровый Chyprissime, мускусный Over The Musk, восточный Oriental Express, фужерный Fougère Furieuse, кожаный Cuir Impertinent. Жан-Кристоф и Оливье взяли за образец классику, но по-новому её интерпретировали. В каждую композицию добавили неожиданный аккорд (бадьян – в Cuir Impertinent, грушу – в Chyprissime и.т.д.).

Итак, Титаник отплывает, публика смотрит – едва отойдя от причала, не утонет ли? Но нет, не утонет. Парфюмерный критик Екатерина Хмелевская пишет: «До сих пор не понимаю, как Тьери Мюглеру и его команде это удалось? Шесть ароматов, среди которых ни одного потакающего примитивным массовым вкусам — настоящая ниша!», Матвей Юдов вовсе предлагает делать срез состояния современной парфюмерии по Les Exceptions.

Я тоже приложила руку (во всех смыслах) к счастливому плаванью коллекции. Разбила на  презентации стеклянную вазу. Вон ту, с перьями))

mugler-web-011

Жан-Кристоф в долгу не остался, пригласил выпить с ним кофе:


Как стать учеником ученика легенды

— Пьер Бурдон – легендарный парфюмер. Как вам удалось попасть к нему на обучение? 

— Однажды я спросил его, не будет ли он так любезен дать мне советы, как стать парфюмером. Он ответил: «Дай мне полгода, и я возьму тебя в ученики». Я был рад и ошеломлен.

— Как вы познакомились? Не в очереди за хлебом, очевидно?)

— Я тогда работал в небольшой парфюмерной компании Fragrance Resources. Контролировал качество парфюмерных ингредиентов: мог отличить индийскую туберозу от сингапурской хоть в три ночи, но парфюмерные композиции не составлял. В той же компании Пьер Бурдон был главным парфюмером, собственно поэтому я обратился к нему за советом.

Но после нашего разговора прошло полгода, год, два – ничего не происходило. Мне показалось, Пьер пожалел о своем обещании и о том, что дал мне надежду. Я позвонил ему и сказал: «Знаю, мне нужно набраться терпения, но если вы передумали – просто скажите, я буду искать другую возможность». Он ответил: «Нет, нет, что ты! Сейчас у тебя есть преимущество – доступ ко всем парфюмерным ингредиентам лаборатории – используй его по максимуму. Изучи молекулярное строение лаванды, жасмина – каждого натурального ингредиента, который там имеется. Мало кто из парфюмеров владеет такими знаниями». И я сидел, изучал.

Однажды Пьер позвонил: «Ты мог бы приехать ко мне в офис в Париж?» (Лаборатория, где я работал, располагалась в Грассе.) Я, конечно же, поехал. Думал, он предложит подписать контракт, как это обычно бывает: сначала тебя обучают, а потом ты обязан несколько лет отработать на компанию. Пьер предложил контракт, но другой. Он сказал, что возьмет меня на обучение, если я прочту все семь томов «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста.

— Вы поняли, зачем он поставил такое условие, после того, как прочли? 

— Конечно, но об этом можно говорить часами. Рассказчик – тяжело больной с детства человек, его путь – путь любого из творцов. Он утрачивает иллюзии насчёт привлекательности аристократии и понимает, что «истинное искусство — то, которое улавливает реальность удаляющейся от нас нашей жизни». После прочтения задумываешься, что ты, как художник, хочешь сказать, и что делает искусство вечным.

Потом я восемь лет работал с Пьером в парижском офисе – у нас была огромная студия, после работы мы пили виски и рассуждали о жизни. Он учил меня парфюмерии по очень «художественной» методике – это вторая причина, почему он хотел, чтобы я прочитал Марселя Пруста.

mugler-web-269

—  Вы имеете ввиду метод Эдмона Рудницка – тот, по которому он учил Пьера Бурдона? Расскажите, в чем его отличие от, скажем так, обычного школярного обучения? 

— Это очень «личный» подход, его суть – в создании собственного языка.

— То есть?

— Вы – журналист, у вас есть собственный стиль: слова, которые вы используете чаще, чем другие, конструкции предложений – длинные или короткие. Мои слова – это ингредиенты. Пьер Бурдон просил меня записывать свои ассоциации о них. Например, считается, что запах розмарина усиливает концентрацию. Но у меня он ассоциируется с едой (когда я был маленьким, мама готовила на ужин мясо с приправами) и прогулкой по розмариновому полю. В записную книгу я вношу: «поле», а напротив него  – «розмарин». И по такой схеме сотни, сотни ингредиентов.

— Как эти записи помогают вам в работе?

— Допустим, поставлена задача воспроизвести запах старой книги. Я не подглядываю в формулы парфюмеров, которые уже делали такие отдушки, а открываю свои записи. Вижу список ингредиентов, которые напоминают мне о старой книге, о библиотеке: гваяковое дерево, кедр, бензоин, ваниль. Я их миксую, дополняю и запах, который получается, – это исключительно мой взгляд.

Однажды в процессе «инвентаризации» ингредиентов я заметил, что гальбанум, густой «зеленый» запах, напоминает какао-бобы. Объяснить, почему так, я не мог, но внес запись в книгу и использовал его, как штрих, в шоколадных аккордах. Как-то у меня случился опыт совместной работы с флейвористом (прим. ред.: парфюмер, создающий пищевые ароматизаторы), и он сказал, что в запахе какао-бобов и гальбанума действительно есть пересекающийся элемент –  молекула пиразина. Она придает запаху шоколада характерную горчинку.

— Но что, если вы ассоциируете лаванду не со спокойствием, а, наоборот, – с зарядом энергии, потому что однажды выходили на пробежку в Pour Un Homme de Caron?Другому человеку такая интерпретация ведь будет неясна?

— О, это самое интересное! Здесь начинается магия. Когда ты рассказываешь нечто очень личное – внезапно оно находит отклик в других. Наверное, проще быть услышанным и понятым, если использовать привычные «рецепты» и формулы. Но единственный способ зацепить нутро слушателя – раскрыть ему себя.

mugler-web-260


Чем пахнет классика

— В 1992 году Angel взорвал рынок, а сейчас рынок и сам частично – линялая копия Angel. В 2016-м Thierry Mugler переосмысливает классику. Значит ли это, что классика теперь – вызов?

— А как же. Я уважаю бренд Thierry Mugler как раз потому, что он не пошел по простому пути – ни двадцать пять лет назад, ни сейчас. Знаете, с классикой ведь тоже можно было схитрить: взять один из типичных «рецептов» шипров, представленных на рынке, там подтянуть, здесь ужать – и готово. Но все шипры, которые сейчас стоят на полках, имеют сильный гурманский акцент. Сделать аромат sugar free, который был бы не похож на все предыдущие (но при этом читался именно как шипр) и не пах бабушкиным сундуком – непростая задача.

— На презентации я слышала, что некоторые журналисты (не парфюмерные критики) сочли ароматы Les Exceptions «тяжелыми». Вас не угнетает, что рынок вырастил поколение, которое воспринимает несладкие классические ароматы – «слишком»? 

— Не может быть, неужели «зеленые» цветы Supra Floral тоже назвали тяжелыми? И вы, должно быть, ждете, что я скажу: «ах, рынок, ах, что натворили». Нет. Гурманское семейство прекрасно. Знаете, что на самом деле меня угнетает? Люди нюхают головой, а мозг подсовывает штампы. Я почти на сто процентов уверен, что те, кто назвал ароматы тяжелыми, на самом деле не этого не почувствовали. Это была их реакция на услышанное: «Thierry Mugler переосмыслил классические парфюмерные семейства». Нюхать нужно носом и совсем не думать в этот момент – как бы заранее лелеять чувство, которое к вам придет.

mugler-web-268


Как меняется парфюмерия

— Что вас раздражает в современной парфюмерии кроме копирования и фланкеров?

— Количество запусков. На рынке переизбыток ароматов, как следствие – им не хватает креативности, а людям – времени, чтобы их принять. У вас наверняка бывало: в первый раз вы услышали песню, и она показалась вам странной. Потом ее поставили на вечеринке, в кафе, а когда она зазвучала в машине – вы начали подпевать. Новые ароматы сменяются быстро, как изображения в калейдоскопе, у них почти нет шансов быть распробованными.

— Корпорация Estee Lauder скупает нишевые марки – а в ней не работают дураки, прибыль просчитывается на 20 лет вперед. Значит, By Kilian и Editions de Parfums Frederic Malle хорошо продаются и будут продаваться еще лучше, чем сейчас. В парфюмерии что-то меняется? 

— Да, и парфюмерия, и профессия парфюмера в целом.

— А поподробнее?

— Я вряд ли сказал бы, даже если бы точно знал. Хотя вам – возможно)) Думаю, в скором времени парфюмер будет работать с одной «своей» маркой. Это логично: я, например, давно знаю ребят из Clarins Fragrance Group (прим. ред.: марки Azzaro, Thierry Mugler, Porshe Design, David Yurman), а они – меня. Нам комфортно вместе работать.


Каким бывает успех

— Как думаете, у какого из ароматов Les Exceptions есть наибольший потенциал быть скопированным или, скажем мягче, вдохновить другие марки? 

— Не знаю, коллекция продается в разных странах, и одного «самого успешного» в ней нет.

— Разве вы не можете предположить? Когда я пишу репортаж, я чувствую, этот соберет массу лайков и репостов, потому что тема актуальная, или раньше в таком формате её не преподносили.

— Тогда мне интересно, какие ароматы Les Exceptions на ваш взгляд будут успешными?

mugler-web-259

— Мускусный Over The Musk – потому что мускус, и восточный Oriental Express – потому что ваниль. 

— У мускусного – несложная конструкция.

— Чем проще и понятнее – тем успешнее? 

— Если расценивать успех, как отдачу здесь и сейчас – да. Но задерживаются на рынке новаторские ароматы. Вы знали, что когда Angel запустился, его полгода почти никто не покупал? Он дорого стоил и необычно для того времени пах. По законам рынка проект надо было закрывать. Но босс Clarins Perfumery Group сказал владельцу компании Оливье Куртен-Кларансу: «Я верю в этот аромат, дайте ему время. Если вы снимете его с производства – можете уволить меня». Оливье сказал: «Нет, нет, вы нам нужны». Спустя десять лет Angel побил показатели продаж Chanel №5.

mugler-web-261


Зачем маркам премиальные коллекции ароматов

— Сначала премиальную линию ароматов выпустили Chanel, потом Givenchy, Yves Saint Laurent, Prada, Ralph Lauren, Lancome.. теперь – Thierry Mugler. Зачем? Чтобы платежеспособная аудитория понимала, к какой полке подойти, а консультант знал, что предложить? 

— Не могу говорить о других брендах.

— Хорошо, зачем Thierry Mugler коллекция Les Exceptions?

— Смотрите: Angel –  гурманский аромат, но в нем есть шипровый, восточный и цветочный аккорд – «крючки», чтобы зацепить разную аудиторию. В любом масштабном запуске такие «крючки» есть, потому что аромат нужно продать. Несмотря на то, что Angel был революционно-креативным для своего времени, в его конструкции все равно использовалась эта стратегия.

Коллекция Les Exceptions – исключение. В ней фужер – это фужер,  кожаный аромат – действительно кожаный, без пестиков и тычинок. Потому что мы хотели высказаться, а не продать. В этом отличие премиальной коллекции Mugler от других: у нее сильный ДНК. 

— Премиальные коллекции, как Les Exceptions – вроде уже не «люкс», но еще не «ниша». Что же?

— Раньше было понятно, нишевые ароматы – те, которые имеют ограниченную дистрибуцию. Не буду тыкать пальцем, но у некоторых «бывших» стало больше точек продаж, чем кинотеатров в мегаполисе. Когда у марки расширяются каналы дистрибуции – это значит она хочет перейти на новую ступень бизнеса, хочет продавать, поэтому автоматически утрачивает «дух» нишевости. В этом плане я могу спокойно утверждать, что коллекция Les Exceptions – «ниша». В мире есть всего несколько магазинов, где она продается.

mugler-web-272


Ароматы продаются в интернет-магазине Иль де Ботэ, оффлайн – в магазине сети в «Атриуме».

Цена до скидок по карте постоянного клиента – 13 900 руб. (80 мл).

Вы пробовали Les Exceptions? Какой из ароматов понравился больше других?

Рейтинг: 0 голосов
Загрузка...




16 комментариев

Добавить
  1. Xenia

    Очень интересно! Спасибо за такие интервью.
    Только в разделе «чем пахнет классика» видимо, имелся в виду не Alien (вышел существенно позже 92 г.), а Angel.

  2. ТАНЯ

    Лена, спасибо за интервью! Особенно с парфюмерами. Когда за стеклянным флаконом даже с волшебным ароматом скрывается история и личность, его ценность многократно увеличивается!

  3. Anna

    Очень интересное интервью, спасибо!
    После знакомства с парфюмерией Therry Mugler я почти все другие ароматы воспринимаю плоскими и неинтересными… Не знаю даже, к сожалению или к счастью.
    Из Les Exceptions до потери разума люблю Cuir Impertinent:)

    • Lena Korenkova

      А как же Guerlain, эксклюзивы Chanel, Frederic Malle?) Мне нравится Chyprissime, Oriental Express и Supra Floral: надушусь из пробирки одним – думаю, все, нужно брать полноразмер. Надушусь другим – да нет же, беру этот)) До сих пор не выбрала

      • Anna

        Вот Guerlain — да, пожалуй, в один ряд встанет, Chanel — никак не подружусь, хоть эксклюзивы, хоть масс — ну вот не нравится:) Frederic Malle с первого раза не зашёл, надо еще послушать:)
        Я долго металась между Supra Floral, Over the Musk и Cuir и решила остальные взять позже:)))

  4. Ляйсян

    Как же интересно, мне очень нравится мысль о том, что парфюмер рассказывает свою личную историю. Такой подход открывает сердца, может быть не многие, зато самые преданные.

  5. Evgesha

    Да, глаза у парня… Ах глаза…

  6. Evgesha

    И вообще, девочки, как вам удается таких людей для интервью находить?)) не блог а журнал уже какой-то. Глядишь, еще пятОк лет и Конде Наст позеленеет от зависти, что не их проект)) Представляю воображаемую сцену, когда подружки советуют друг другу почитать БИ, потому что Аллюр и Вог это уже моветон))

  7. Massai

    Интересная статья! Идея с чтением Пруста для создания аромата — это мысль))
    Но почему же все-таки парфюмеров раздражают фланкеры? Они ведь часто разлетаются в два счета)
    Что делать, если не всем идет аромат из основной коллекции, а его более «простая» версия сидит ближе к телу

    • Lena Korenkova

      Ничего не делать – если нравится, то брать) просто имхо, фланкер – заведомо коммерческий аромат, «спикулирующий» на успехе предыдущего. Нельзя стать великим певцом, если у тебя все песни на один мотив.

  8. Kitty

    Вот это интервью! Вопросы такие не банальные, и ответы тоже.. Мне одной показалось, что парфюмер просто светится)) Лена, вы его очаровали, похоже))

  9. Victoria

    Очень познавательное интервью. Немного тяжело читается вначале (уж простите, автор, за личное мнение!). Зато когда пошло само интервью – ответы на вопросы, читала с удовольствием. Масса полезной информации, которую не сыщешь в массах )))


Добавить комментарий Отменить ответ