Независимый
Ресурс
О красоте

Почему вам нужно ведро Chanel №5, или «ни слова об Эрнесте Бо…

Яна Зубцова
Яна Зубцова 12 июля 2021 53
Почему вам нужно ведро Chanel №5, или «ни слова об Эрнесте Бо…

… и альдегидах, муках выбора пятой пробирки и нежелании Мадемуазель благоухать цветочками». К 100-летнему юбилею №5 Chanel выпустили гель для душа в картонном ведерке, масло для тела в канистре и крем в тюбике, смахивающим на клей ПВА. Яна Зубцова пытается разгадать, почему коллекция Factory 5 выглядит так, как она выглядит, что нам хотели этим сказать, и зачем всем необходимы эти ведра и масленки.

Итак, прикиньте. В 1921 году Мадемуазель сказала — «Пожалуй, вот этот, пятый неплох. Альдегиды? D’accord, пусть альдегиды, главное, чтобы не эти кошмарные цветы. Флакон?.. Прямые линии, рубленые углы, без волнительных изгибов. Крышка флакона? Ну, сделайте в виде Вандомской площади, чего далеко ходить. Короче, без будуарности. Что значит — «не поймут, не купят, не будут носить»? Будут как миленькие».

«Как миленькие» носят, и уже 100 лет. №5 стал символом, легендой, знаком, героем книг (в «Мастере и Маргарите» им благоухает партер варьете, где дает представление Воланд), персонажем фильмов (в «Искусственном интеллекте» мальчик разбивает флакон, чтобы «пахнуть, как мама», в «Бриллиантовой руке» Никулин дает занюхать салфетку послушать блоттер водиле — «Французские, Шанель номер пять»). Фразу Мерилин Монро про «каплю №5 в постель» знают, кажется, даже те, кому про постели еще по возрасту знать не положено, и, поскольку это легенда, не так уже важно, говорила она что-то подобное или нет.

По случаю юбилея логично было бы встряхнуть всех этих пыльных призраков, выстроить их в хронологическом порядке, заставив публику ностальгически шмыгать носом, и выпустить… что б такого выпустить? Флакон №5 высотой с Вандомскую колонну? («Лимитированное издание для гулливеров, всего 5 штук!») Флакон №5 из чистого золота? («Лимитированное издание для миллиардеров, всего 10 штук!») Флакон №5 высотой с колонну из золота, для гулливеров-миллиардеров, 1 шт.?

Но нет. Chanel выпускает гель для душа с запахом №5 в картонном ведерке с сашетками, напоминающими олдскульные мини-пакеты молока (или чая?.. впрочем, однофигственно, важно, что не многокаратник).

Маша Ботвинина: «Гель для душа — бомба с пролонгированным действием. Аромат мгновенно заполняет всю ванную комнату. И держится двое суток, я проверяла. Открываешь дверь — и ты в бутике, или в спа… Но точно не в собственной ванной».

И лосьон для тела в упаковке типа из-под майонеза.

Яна Зубцова: «Майонезный пакетик?! А сам лосьон пахнет… пахнет он Chanel №5, понятно. Возникает когнитивный диссонанс, как если б яйца и горчица вдруг начали благоухать жасмином и розами, и ты такой: вау!»

WTF?! Ни один люксовый бренд не позволял себе таких вольностей.

Креативный директор направления «парфюмерия и косметика» Chanel, Тома дю Пре де Сан Мор говорит, что цель была преобразить обыденные предметы, придать им люксовый статус путем нанесения лого №5 и наполнения содержимым №5, напомнить о красоте повседневности и о том, что Шанель вообще-то всегда топила за свободу, и с чувством юмора у нее все обстояло неплохо. И они в Chanel — за изобретение и ре-изобретение.

Но у меня есть свои соображения по данному вопросу. Коллекция Factory прекрасна не потому, что заставляет вожделеть гель для душа в упаковке из-под майонеза (и платить за него 5 с лишним тысяч рэ). И не потому, что о ней говорят все. И даже не потому, что креативщики Dior (бьюсь об заклад) сейчас в спешном порядке осмысляют, какую бы утварь, неохваченную конкурентом, приспособить под ближайший юбилей — может, взять дуршлаги и миксеры и назвать коллекцию Kitchen?

Factory прекрасна, потому что вписала Chanel в историю постмодернизма и заявила, что готова стать повседневностью, бытом.

Оля Третьякова: «В детстве я мечтала быть принцессой в длинном платье с золотым шлейфом. Принцессой стать не получилось, с длинными платьями не сложилось, но золотой шлейф у меня теперь есть. Искры Sparkling Bode Oil блестят на солнце, я иду по саду и чувствую себя коронованной особой.»

Секундочку, сейчас объясню.

Возможно, это прозвучит крамольно. Но едва ли не больше, чем Эрнест Бо, Мерилин Монро, Катрин Денев и Жак Польж, для немеркнущей славы Chanel №5 в XX веке сделал Энди Уорхолл — тем, что растиражировал флакон миллион раз и сделал узнаваемым, как суп Campbell (и ту же Мерилин, о которой не факт, что мы без него бы помнили:) Снял с пьедестала недосягаемого люкса — и вознес к подножию Олимпа, где бродят не только боги, но и, что более важно, смертные. Чтобы — ну, вы понимаете: «Поэт? — Пушкин. Мушкетер? — Д’Артаньян. Улыбка? — Джоконды. Духи? — Chanel №5».

Почему в релизах, посвященных Chanel Factory, имя Уорхолла не упоминается, сказать сложно. Ведь даже название коллекции — трибьют его «Фабрике». Подозреваю, тонкий лед юриспруденции, права, копирайт и вот это все. Другого объяснения у меня нет.

Но уорхолловская шелкография было давно, в 1980-х. Сейчас сделан следующий шаг: логотип №5 — на ведре, канистре и майонезе.

И, возможно, это прозвучит крамольно-2, но это лучшее, что с ним могло случиться. Как лучшее, что могло случиться с Мерилин Монро — стать принтом на майках Zara. А лучшее, что могло случиться с подсолнухами Ван Гога — украсить чайник или поднос. И лучшая участь Джоконды — улыбаться миру с холщовых сумок-шопперов, иногда меняя улыбку на оскал: ведь в шоппер засунут ноут, он торчит углом и корежит легенду. Но благодаря этому легенда живет — на улице Риволи, на Патриарших, на 5-ой авеню, везде, куда ее занесет, завезет, залетит судьба.

Легенды живы, пока их знают все.

И, к тому же, в XXI веке на люксовой опушке образовалась слишком большая толчея. Вечные пробки, истеричные гудки, нервные купюры, впитавшие пот ладоней продавцов и покупателей.

Значит — что?

Значит, чтобы протиснуться в вечность, надо стать обыденностью. Банкой с краской, канистрой с маслом, бутылкой с водой. Тут не затопчут. И не забудут.

Лена Коренькова: «Выпустить к 100-летию крем в форме клея ПВА и тюбика с краской — это величие, простите за пафос».

Chanel №5, с юбилеем. Царствуй по праву еще 100 лет, а там — ну, как повезет.


Средства и цены:

Где: в парфюмерно-косметических бутиках Chanel

(24 оценок, среднее: 4,46 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...