Независимый
Ресурс
О красоте

Бьюти-мифы. Часть 2

Яна Зубцова
Яна Зубцова 22 февраля 2014 62
Бьюти-мифы. Часть 2

Врач-косметолог и создатель косметики Meder Beauty Science Тийна Орасмяэ-Медер продолжает развенчивать самые живучие мифы об уходе за кожей

Первый выпуск новой рубрики вызвал шквал дебатов и лавину перепостов, чему мы, конечно, рады. (Если вы все же его случайно пропустили — см. тут.) Во втором посте поговорим о страшном «синдроме отмены», необходимости неустанной борьбы не на жизнь, а на смерть с «преждевременными морщинами» и «чуде» проникновения полезных ингредиентов «в глубооокие-преглубооокие слои кожи».

Миф 1: «В дорогие эффективные и профессиональные кремы подмешивают препарат, вызывающий привыкание. Если я перестану им пользоваться, наступит страшный «синдром отмены», и следующим утром я проснусь старухой»

Мнение Тийны: «Не проснетесь. «Синдром отмены» — понятие, которое пришло в косметологию из фармакологии. В медицине действительно есть препараты, которые нельзя отменять резко — это приводит к ухудшению состояния. Например, при заболеваниях эпилепсией противосудорожные препараты не отменяют в один день. Нельзя резко отменять гормоны. Почему? Потому что эти препараты вмешиваются в биохимические процессы. Если их оттуда выдернуть — организм растеряется. В косметологии мы практически не пользуемся препаратами, которые могут активно вторгаться в обменные процессы. И права мы на это, по сути, не имеем — и хорошо, что не имеем. Единственное исключение — кислоты и ретиноиды. Их действительно не стоит отменять резко. Обычно мы идем путем снижения дозировки: сначала — один раз в день, потом — через день, потом — отменяете вовсе.

Но обычно люди чего боятся? Что вот вы получили тринадцатую зарплату или накопили денег на дорогой крем — купили его, а через год он кончился, а тринадцатую зарплату не дали. Из «Мерседеса» пересаживаться в «Ладу» — болезненно. Неприятно. Мучительно. Но, в конечном итоге, для здоровья не опасно. Точно так же — с кремами. Наоборот: даже если вы какой-то период времени, хоть год, пользовались качественной правильно подобранной косметикой, это создаст коже некий «запас здоровья и прочности». И в дальнейшем она вас отблагодарит обязательно. Даже какое-то время позволит вам находиться в процессе исканий, проб и ошибок, пока вы будете подбирать себе новый уход. А темпы вашего биологического старения от этого не ускорятся. Хотя, конечно, по «Мерседесу» можно сильно скучать 🙂

Сколько бы нам ни рассказывали что-то умное врачи, мы все равно верим подружкам. С 1905 года.

«Мань! А чего Люся так плохо выглядит?.. От нее муж ушел? Или это «синдром отмены»?»

Миф 2: «Кожа — мощный барьер, и никакие полезные ингредиенты из крема в глубину проникнуть не могут. Чтобы их туда доставить, требуется исключительно игла»

Мнение Тийны: «Кожа — действительно отличный защитный барьер. Если бы это было не так, любой дождик превращал бы нас в раздувшуюся губку. Но по-настоящему прочным барьером является идеальная здоровая кожа молодого человека. Не младенца — младенческая кожа рыхлая и обладает фантастическими абсорбирующими способностями. (Грудных детей до 1 года, например, даже опасно протирать спиртом и купать в ванных с непонятными смесями и добавками — ребенка можно просто отравить.) И не подростка — у них защитные функции кожи тоже не на высоте. А кожа взрослого человека примерно от 18 до 40 лет — да, действительно, она защищает, как панцирь. Но только если она здорова. (После 40-45 лет состав даже здоровой кожи меняется, и некоторые вещества она будет впитывать лучше, чем в молодости, а некоторые — наоборот, хуже. Согласно медицинским (не косметическим) исследованиям, доза активных веществ в мази для 60‑65‑летних людей должна быть в 3‑4 раза выше, иначе они не никуда не проникнут.) Для молодой здоровой кожи существует правило «пятисот килодальтон». 500 килодальтон — это максимальный размер молекулы, которая может проникнуть в кожу без дополнительных усилий. Такой размер молекул у кофеина, многих витаминов (например, группы В и простых форм витамина С), фруктовых кислот, большинства пептидов. Причем высокая концентрация этих веществ — не всегда хорошо. Бывает даже, что плохо: некоторые маленькие активные вещества по 300 килодальтон начинают склеиваться между собой и образуют крупные молекулы весом в 3000 килодальтон. И эта конструкция уже никуда и ни за что не протиснется. Так что имейте в виду: концентрация полезных веществ и эффективность крема — это не синонимы.

Если же молекула весит больше пресловутых 500 килодальтон (например, коллаген, большинство растительных экстрактов — василька, алоэ, розы, — сложные формы витаминов), она работает в верхних слоях. Но она может оказывать опосредованный эффект. Например, конструкция витамин D + витамин С + зеленый чай действует на клетки, а они, меняясь, передают сигнал глубже. Но это другой механизм работы. А для того, чтобы вглубь проникла сама тяжелая молекула, надо прикладывать усилия. Например, подключать аппараты. Ионофорез, микротоки, электрофорез, ультразвук — все они помогают «пробить» кожу. Но понятно, что тут уже речь идет о косметической процедуре в салоне или клинике.

meder

В мире косметологии Тийна Орасмяэ-Медер известна как грамотнейший профи, в сети — как «личность с территорией» (так называется ее знаменитый блог в ЖЖ). О линии средств по уходу Meder Beauty Science можно подробно узнать на сайте марки.

Но все это справедливо — повторю — если кожа здорова. А если, например, у вас жирная кожа, расширенные поры, многочисленные воспалительные элементы — тут работают другие законы. Каждое воспаление — это канал доставки в глубокие слои. На такую кожу некоторые препараты могут подействовать быстрее и будут действовать эффективнее, чем на здоровую. Сухая и истонченная кожа — тот же случай. Чувствительная кожа, кожа с куперозом, с розацеа — любое нездоровое состояние ослабляет защитные свойства. И в этом — один из главных парадоксов терапевтической косметологии. Мы начинаем лечить проблемную кожу — получаем эффект, но чем этот эффект сильнее, тем сложнее продвигается дальнейшее лечение: защитные функции кожи возрастают. А на финишной прямой — до окончательного выздоровления осталось три шага! — косметика перестает проникать вообще. Значит, тут надо менять препараты — на другие, которые содержат как раз низкомолекулярные ингредиенты. В этом, собственно — мастерство косметолога. И в этом — причина того, что самостоятельное лечение «методом тыка» очень редко бывает эффективно.

А есть ситуации, при которых в кожу вообще все что угодно может проникнуть. Например, в первые полчаса после химического пилинга или дермабразии. (И девушки, которые покупают где-то на просторах интернета гликолевые пилинги, мажут их себе кисточкой, а потом быстренько — кремик, не то чтобы делают все неправильно. Но — здорово рискуют.) Солнечный ожог тоже резко снижает барьерные функции кожи. Сгорели на солнце? На красное лицо нельзя мазать что попало. Например, крем с просроченным сроком годности, даже любимый. В обычной ситуации он вреда, может, не принесет, но тут неизвестно, чем это закончится. Может быть, дополнительным — еще и химическим — ожогом.

А если вы не верите, что какие-то ингредиенты куда-то там проникают, спросите бабушек или мам, которые мажут колени мазями, когда болят суставы. Намазали — через 20 минут прошло. Значит, что-то куда-то все же проникло?.. И не только в кожу, а — до суставной сумки. И там поработало. Так что технически все это возможно. Вопрос — в качестве препаратов и в характеристике кожи.

А инъекции — да, конечно, они доставляют все, что надо, вглубь. Но то, что все это туда доставлено, еще не значит, что оно там будет работать — как, по идее, должны работать все эти прекрасные ингредиенты. В организме вообще — понятно. А в коже конкретно — не всегда. Колоть калий и магний внутримышечно — да. Вводить их в кожу?… Да, про гиалуроновую кислоту более-менее все ясно. А когда косметолог в кабинете набирает «три витаминчика» и делает из них коктейль?.. Косметологи же у нас все творцы. Что эти «витаминчики» в коже делают? В какие процессы вмешиваются?.. С какой скоростью выводятся?.. По логике, кожа должна тут же активизироваться и включить функции защиты на максимум. Что, конечно, даст оживление цвета лица и некоторое уплотнение кожи. Это — ответ на вторжение. Но далее — тайна сия велика есть… К счастью, человека сложно испортить. Он живуч. Поэтому, по большому счету, и не такое готов перенести».

"Слыш, Мань - а что Любка так плохо выглядит-то? От нее муж ушел? Или это "синдром отмены"?

«Слышь, Тань! Как думаешь, в La Mer наркотики есть? Нет? А почему же, когда он кончается, у меня ломка?»

Миф 3: «Надо пользоваться анти-эйдж кремом с 15 лет, чтобы избежать преждевременных морщин», и обратная сторона той же медали: «Надо по возможности оттягивать момент использования кремов анти-эйдж, а то кожа испортится и рано постареет»

Мнение Тийны: «Я вас, наверное, расстрою — но значение кремов в деле «профилактики старения» сильно преувеличено. Для профилактики морщин можно сделать только одно: поддерживать кожу в здоровом состоянии. Чем она здоровее, тем медленнее будет стареть. Как выглядит здоровая кожа? Равномерный цвет, равномерная текстура, легкий матовый блеск, узкие поры, отсутствие воспалительных элементов. Появились воспаления? Лечим воспаления. Получили солнечный ожог? Лечим ожог. Сохнет — надо компенсировать. Стала слишком жирной — надо работать над этим. Ничего не беспокоит?.. Оставляем в покое. С точки зрения маркетинга, это, конечно, крамола. Но — тем не менее. По этому поводу есть хороший анекдот. Сын спрашивает у папы-программиста: «Папа, а почему восходит солнышко?». Папа подумал и говорит: «Сынок! Работает? Не трогай!».

Если вам повезло и у вас нормальная кожа — не трогайте. Да, конечно, очищайте, конечно, пользуйтесь защитным кремом, который доставляет комфорт. Идете на пляж или летом гуляете в городе — наносите средство с Spf. Хорошо работающая и подходящая вам косметика — это значит, утром вы просыпаетесь без ощущения стянутости и без ощущения «жирности», а в течение дня у вас не возникает дискомфорта или зуда и вы не чувствуете, что у вас на лице — крем.

Чтобы проверить, подходит ли вам крем, которым вы пользуетесь, и в каком вообще состоянии находится кожа, можно провести дерзкий эксперимент. Если все в порядке, то два-три дня (например, на выходных) вы можете вообще не пользоваться никаким кремом. Не чувствуете при этом дискомфорт? Значит, все хорошо.

Здоровую кожу надо только поддерживать. Это — лучшая профилактика морщин. А нездоровую кожу лечить кремом с надписью «против преждевременных морщин» — бессмысленная история. Надо устранять саму проблему. И с этой точки зрения любой эффективный крем можно назвать «кремом от преждевременных морщин». Даже если это крем от акне». Если коже необходима значительная помощь, можно рассмотреть процедуру мезотерапии для лица.

PS. В предыдущем посте нас спросили, что означает титул Тийны «эксперт совета по косметической безопасности Евросоюза»?

Вот ответ Тийны: «В Европейском Союзе существует регламент косметической безопасности, который разрабатывает и утверждает специальная комиссия, относящаяся к ведомству комитета по здравоохранению. Любая жалоба потребителя, связанная с использованием косметических средств, которая поступает производителю, может быть передана в лаборатории, занимающиеся безопасностью косметических препаратов — в Европе действует несколько лабораторий, аккредитованных при комиссии Европарламента. Когда в лабораторию передают жалобу, первый специалист, который занимается ее рассмотрением — врач, имеющий квалификацию эксперта (в подавляющем большинстве случаев это дерматолог). Врач-эксперт связывается с пострадавшим и интервьюирует его, уточняя детали. По просьбе врача пострадавший может представить фотографии или медицинские свидетельства повреждений кожи (если они существуют). На основании полученных материалов врач-эксперт выставляет предположительный диагноз или формулирует предположительное заключение о характере проблемы. Материалы передает в лабораторию, от которой была получена жалоба. Специалисты лаборатории анализируют досье, выявляют закономерности (характер жалоб и совпадения ингредиентов или косметических средств), формулируют аналитическое досье по результатам за определенный период, а затем передают его в комиссию по безопасности косметических средств. Аналитики комиссии Европарламента анализируют уже объединенные данные и на основе статистики выносят решения о запрете и ограничении определенных ингредиентов или препаратов. Цель работы комиссии — повышение безопасности косметических средств и предупреждение возможных осложнений, которые по каким-то причинам не были выявлены на этапе разработки.

В Европейском союзе в качестве экспертов по косметической безопасности работает более 2000 врачей, что позволяет получить объективные данные, не зависящие от личных особенностей определенного врача».

PPS. Какие еще мифы занимают ваше воображение, дорогие? Пишите в комментах, только сначала ознакомьтесь с теми, что были изложены в вопросах к предыдущей записи. Мы с Тийной их тщательно изучили и поняли, что рубрика наша, похоже, обречена на долгую счастливую жизнь:))

Читайте также:

Все новинки лечебной косметики для проблемной кожи

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...