Независимый
Ресурс
О красоте

Бьюти-мифы. Часть 5

Яна Зубцова
Яна Зубцова 27 марта 2014 55
Бьюти-мифы. Часть 5

Полезна ли гимнастика для лица? Так ли страшны парабены, как мы их боимся? И правда ли, что жирная кожа стареет медленнее? Врач-косметолог Тийна Орасмяэ-Медер рассказывает, как все обстоит на самом деле

Миф N 1: «Парабены вызывают рак!»

Мнение Тийны. Парабены – отличный консервант, который крайне редко способен спровоцировать раздражение. Низкой концентрации парабенов достаточно, чтобы препарат сохранялся положенные по уставу EC 36 месяцев. Другое их достоинство – они не вступают во взаимодействие с активными ингредиентами и, следовательно, никак не влияют на эффективность крема. По моему мнению и по мнению многих химиков, ничего сравнимого с парабенами по комбинации этих трех показателей (консервирующие способности, низкая вероятность раздражения и инертность по отношению к другим ингредиентам) нет.

Почему они, бедняги, стали косметическим жупелом?..

Парабены очень страшны. Особенно ночью и в темноте

Парабены очень страшны. Особенно ночью и в темноте

История такова. В 1998-м году были опубликованы результаты исследования, проведенного на крысах, где говорилось, что определенные парабены – в частности, бутилпарабены и метилпарабены – обладают слабым эстрогеноподобным действием. И было высказано предположение, что они могут влиять на гормоночувствительные рецепторы тканей. И, соответственно, есть опасность спровоцировать развитие гормоночувствительных видов рака. Например, некоторые виды опухолей молочной железы – они как раз гормоночувствительные.

Через два года маммолог Филиппа Дарбор опубликовала результаты исследования 20 образцов тканей опухоли молочной железы, анализ которых подтвердил наличие в них парабенов. И высказала предположение, что парабены попали в ткани молочной железы в составе дезодорантов — и стали причиной развития рака.

Никаких доказательств того, что это предположение правильно — и даже доказательств корректности самого исследования! — Филиппа Дарбор впоследствии привести не смогла. У нее почему-то не сохранились данные, были утеряны стекла, на которых она исследовала образцы, и так далее.

Но тем не менее, с 2000 года мир захлестнула парабеновая паранойя.

Естественно, тут же были начаты другие исследования тканей молочных желез, пораженных раком. Потому что 20 случаев еще не могут считаться доказательством (минимум нужно 100), и проводить эти исследования нужно в стандартизованных условиях. Таких исследований — с соблюдением всех правил, под неустанным контролем, причем по нормам не косметической, а фармакологической индустрии – было сделано много. Их проводило Американское общество изучения рака, FDA и скандинавское Общество косметической химии. В итоге, в 2008 году было опубликован рапорт, занимающий более 80 страниц, на основе анализа более тысячи независимых исследований и наблюдений. И по результатам этих исследований было заявлено, что использование парабенов во всех видах косметической промышленности опасности не представляет.

Заодно, кстати, выяснили, что химическая природа парабенов – специфическая. Во-первых, возможная гормональная активность парабена в 100 000 раз меньше, чем активность собственных человеческих гормонов. Во-вторых, когда парабены попадают в организм, они трансформируются, и технически в первозданном виде не могут дойти до рецепторов. В тот момент, когда они до этих рецепторов (допустим) доходят, всякую эстрогеноподобность они уже утрачивают. То есть, даже теоретической возможности того, что в тканях больной молочной железы могли быть обнаружены парабены, нет. Если, конечно, их специально не ввели туда шприцем.

Но медиа-истерика уже была запущена. Пресса стала писать, что дезодоранты с парабенами вызывают рак груди, а шампуни с парабенами – причина опухоли головного мозга. При этом никто не взял себе за труд уточнить, что парабены содержатся не только в шампунях, но и в сое, фасоли, морковке и клубнике. (И, может быть, к счастью для сои и фасоли, а то они бы тоже попали под раздачу. ) Даже в зеленом чае есть парабены. Конечно, в шампунь и крем кладут синтезированные, а не натуральные парабены – это дешевле. Но сама молекула – та же.

Так что парабены – классический пример истории «без вины виноватые». Все репрессии были основаны на ошибочном исследовании, результаты которого не подтвердились.

Сегодня ситуация с парабенами такова. Определены безопасные концентрации – до 1 % (стандартные концентрации в кремах – 0,4 – 0,8). В больших концентрациях парабены могут оказывать легкое раздражающее воздействие на чувствительную кожу. Есть запрет на использование определенного вида парабенов в средствах для детей. И, несмотря на все исследования, подтвердившие их безопасность, комиссией по безопасности косметических продуктов и Сенатом Франции было принято решение о запрете использования парабенов Isopropyl-, Isobutyl-, Pentyl- и Benzylparabenes в косметике, начиная с 2014 года. Полный запрет должен вступить в силу в 2015 году. В заключении упоминается, что многочисленные исследования подтвердили безопасность использования парабенов в разрешенных концентрациях, но комиссия считает, что необходимы дополнительные исследования. И до полного прояснения вопроса объявляет запрет на использование парабенов в косметике.

Однако – вот парадокс! – этот запрет не коснется лекарственных средств, в том числе подразумевающих постоянный прием.

Логика здесь для меня совершенно загадочная.

Понятно, что уже появилось огромное количество средств, не содержащих парабены. И их производителям, конечно, на руку поддерживать миф о вреде парабенов. И также это выгодно производителям новых консервантов. Они, к тому же, дороже (потому хотя бы что не парабены), и можно поставить на баночку клеймо «Парабен фри». Как маркетинговая надпись это работает, конечно.

Что можно сказать об этих новых консервантах, кроме их цены? То, что мы имеем о них гораздо меньше информации. И они, увы, не безусловно лучше парабенов. Во-первых, многие из них появились недавно, после того, как был введен запрет на тестирование на животных. Поэтому подтверждение их безопасности существует только in vitro, а не in vivo. И данных о генотоксичности, накопительной токсичности и некоторых других получить без тестов на животных невозможно. (Думаю, мы как-нибудь обязательно развенчаем миф «как хорошо, что при исследованиях этого крема ни одна мышка не пострадала».) Во-вторых, мы не можем с уверенностью утверждать, что они действительно стабилизируют препарат на срок 36 месяцев, как требуют законы EC. Нередки ситуации, когда средство, созданное с новым консервантом, теряет стабильность через 1,5 – 2 года, и его приходится отзывать с рынка. Я, в процессе рассмотрения конфликтных ситуаций в качестве эксперта по косметической безопасности той же комиссии EC, часто сталкивалась со случаями возникновения контактного дерматита – и практически всегда это было после использования «органик-парабен-фри» средств. А в-третьих, концентрация консервантов нового поколения в креме, чтобы сохранить его в целости, должна быть несоизмеримо выше, чем концентрация парабенов (0,2 % парабенов достаточно, чтобы сохранить весь объем; новых консервантов иногда требуется 1 — 2 %). И на средства «парабен-фри» аллергические реакции возникают чаще.

meder

В мире косметологии Тийна Орасмяэ-Медер известна как грамотнейший профи, в сети — как «личность с территорией» (так называется ее знаменитый блог в ЖЖ). О линии средств по уходу Meder Beauty Science можно подробно узнать на сайте марки.

Но маркетологи и производители альтернативных ингредиентов на парабенофобии, конечно, озолотились. И кстати, и ей, этой фобии, мы в том числе обязаны общим ростом цен на косметику. Если помните, в середине 1990-х практически не было кремов дороже 50 долларов. 100 долларов – уже был люксовый люкс. Когда Carita выпустила в 2003-м, если не ошибаюсь, препарат за 300 евро, это казалось сумасшествием. А сейчас на рынке более 50 средств дороже 1000 евро. И — их берут! Страх вызывает покупательскую активность лучше, чем любые научные исследования с графиками и диаграммами. В связи с запретом на использование тех видов парабенов, которые я упомянула выше, с февраля 2015-го, можно ожидать очередного витка роста цен.

Мне как производителю хотелось бы и дальше использовать парабены — остается надеяться на их реабилитацию.

МИФ N 2: «Гимнастика для лица – великая вещь! Если регулярно ею заниматься, не нужны ни крем, ни скальпель», а также: «Гимнастика лица и массаж – опасны, они растягивают кожу!»

Мнение Тийны. Мышечный каркас – очень важная штука. От его плотности зависит тонус кожи. Слабый каркас – ранний птоз. Мышцы постоянно находятся во взаимодействии. Одни напрягаются – другие расслабляются, и наоборот. Если опустить сложные анатомические подробности, то мышцы верхней части лица являются антагонистами по отношению к мышцам нижней части. И это означает, что если у вас все время нахмурен лоб, то, скорее всего, вы столкнетесь с тем, что провисают брыли. Плюс антагонистами нижней части лица являются мышцы задней поверхности шеи. Гипертонус шеи провоцирует морщины на лбу и изменение овала. Поэтому первое, что я делаю, когда вижу у пациентки такие морщины – отправляю на массаж шеи и спины. Если развязать узел на шее – улучшится лицо. И еще помогают уроки английского. Да-да, английская артикуляция такова, что лицо «подтягивается». И, кстати, в процедуры анти-эйдж в хороших салонах обязательно входит массаж задней поверхности шеи, верхнего отдела позвоночника и плечевой зоны. Это тоже не случайно.

Какое отношение все это имеет к гимнастике лица и массажу? Самое прямое.

Без личного тренера нельзя заниматься гимнастикой. Неважно, что именно вы тренируете - лицо или… не лицо

Без личного тренера нельзя заниматься гимнастикой. Неважно, что именно вы тренируете — лицо или… не лицо

Если простимулировать расслабленные мышцы (не важно, с помощью рук, аппарата миостимуляции или гимнастики) – то они напрягутся, а их антагонисты автоматически расслабятся. И это приведет к улучшению тонуса. Если у вас снижен тонус нижней трети лица – нужно расслабить шею и дать нагрузку на область вокруг рта. Начинает ползти средняя треть – стоит поработать со скуловой зоной.

Но, занимаясь таким face-фитнесом, нет необходимости делать весь комплекс. Это как если бы вы хотели накачать пресс – а вам бы заодно рекомендовали подкачать еще и голень. Плюс, в отличие от голени и пресса, расположение мышц лица непрофессионалу вовсе не так очевидно. Поэтому тут, как в фитнесе — лучше заниматься с профессиональным тренером. Обсудить «курс упражнений» с косметологом и разработать гимнастику с учетом вашей истории. Ведь если у вас и так глазные мышцы в постоянном напряжении и формируются гусиные лапки, то все эти «прищурь глазки – распахни глазки» выйдут вам боком. И так далее.

Есть люди, которые профессионально занимаются велнессом для лица. Например, Наталья Полонская, главврач «Оптимед», приглашает таких тренеров по face-wellness к себе в клинику. И это правильно.

А если просто сесть перед YouTube и начать гримасничать вслед за какой-нибудь неизвестной китаянкой — можно такое лицо себе натренировать, что никакой хирург не исправит.

Но кожу это, конечно, не растянет. Кожу, к счастью, растянуть сложно. А когда она провисает – ее тянуть вообще невозможно, как неэластичный бинт. Правда, если прилагать регулярно усилия и делать все неправильно, можно ее травмировать, и это приведет к ухудшению тонуса.

Например, не стоит делать травматичный агрессивный массаж — такой, после которого возникает отек. Или массаж против массажных линий. Да, есть методики жесткого массажа, например, у Жюэль Сиокко. Но сама она никогда не делает его так, чтобы спровоцировать болезненность. Я видела массаж в ее личном исполнении, на конгрессах – она делает не больно. Работает глубоко, но – мягко. Ее последователи – тут возможно все что угодно. Но все это не здорово. Потому что вообще-то боль провоцирует выброс в кровь кортикостероидов, усиливается чувствительность к свободным радикалам, повышается ломкость сосудов и межсосудистое пространство пропитывается жидкостью. Ничего хорошего ни в том, ни в другом, ни в третьем нет. Была масса исследований, подтверждающих, что мануальные методики должны быть безболезненны. Кстати, проходили они именно в СССР – но с тех пор весь мир на них опирается. Хороший массажист может проработать мышцы глубоко, но при этом вам не будет больно.

Исключение – когда надо «разбить» уплотнение мышц, но это лица не касается.

МИФ N 3. «Жирная кожа стареет медленно, а сухая – быстрее»

Мнение Тийны. Важно определиться, что именно мы понимаем под «старением». Если морщины и потерю эластичности – да, с сухой кожей эти неприятности происходят раньше. Она более тонкая, у нее тоньше липидный защитный слой, она более склонна к пигментации и поверхностные морщины в верхнем слое у нее формируются быстрее. Глубокие морщины у обладательниц сухой и жирной кожи появляются – при прочих равных – одновременно. Жирная кожа тут даже более уязвима: она тяжелее. И гравитационное старение на жирной коже проявляется сильнее.

В стриптизерши берут только девушек с жирной кожей. Потому что девушки с сухой кожей выбывают из обоймы раньше, чем заканчивают школу

В стриптизерши берут только девушек с жирной кожей. Потому что девушки с сухой кожей выбывают из обоймы раньше, чем заканчивают школу

Но сухая кожа уже в 30-35 лет может быть исчерчена морщинками.

Что нужно делать, чтобы этот момент максимально отодвинуть?

Девушкам с сухой кожей надо начинать пользоваться увлажняющими кремами как можно раньше (тогда как с жирной кожей можно манкировать этим лет до тридцати и заявлять: «А я вот ничем не пользуюсь, и у меня все хорошо!»).

Увлажняющие маски у счастливой обладательницы «фарфоровой кожи» должны быть всегда под рукой. Летите самолетом – по прибытии сделайте маску. Не выспались – сделайте маску. Стрессуете — сделайте маску.

И с сухой кожей особенно не стоит курить – она вам этого не простит.

Пищевые добавки на базе ненасыщенных жирных кислот (Омега, витамин Е) обладательницам сухой кожи стоит принимать обязательно – тогда как те, у кого она жирная, тоже могут этот пункт в программе пропустить.

Плюс, сухая кожа более чувствительна. А сама по себе чувствительность ускоряет темпы старения. Поэтому важно выбирать те средства, которые не провоцируют раздражение. А то многие говорят: «Я вот пользуюсь кремом N – я, конечно, от него краснею и шелушусь, но зато…» С жирной кожей – это «зато». С чувствительной и сухой – «но увы…»

И еще важный момент. С одной стороны, солнцезащита при сухой коже должна присутствовать обязательно. С другой, гелиофобия может привести к тому, что витамина D станет меньше. И здесь важно не переусердствовать. И на наличие витамина D анализы сдать – и, при необходимости, подкорректировать.

А людям с жирной кожей, чтобы избежать раннего появления глубоких морщин, надо ходить на дренажные массажи. И не пренебрегать сессиями поверхностных химических пилингов, которые сами по себе вроде не дают каких-то очевидных вау-эффектов. Но если делать их 3-4 раза в год сессиями, то они помогут жирной коже дольше поддерживать тонус. Плюс – аппаратные методики, вроде гальванических процедур и процедур с использованием микротоков, помогают жирной коже лучше обновляться.

Первая часть сериала «Тийна Орасмяэ-Медер против бьюти-мифов» — тут, вторая — тут, третья — тут, четвертая — тут. Все мифы, предложенные в комментах, разберем обязательно. Пишите новые — только, пожалуйста, сначала прочтите те, что уже были высказаны, чтобы не повторяться.

Внимание! С 1 апреля Тийна начинает очередной курс вебинаров. Они проводятся дважды в неделю, каждый курс состоит из 5 лекций, стоимость курса — 100 евро. Подробности по ссылке.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...