Визажист Бейонсе и Мадонны – о контуринге, красной помаде и нравах звезд
Визажист Бейонсе и Мадонны Франческа Толот рассказала Яне Каримовой, почему звезды предпочитают работать с одними и теми же make-up artists, почему она не носит красную помаду и где лучше краситься – у зеркала или у окна.
Вы можете не знать имя Франчески Толот, но её работы вы точно знаете. Последние 30 лет она живёт в Лос-Анджелесе и красит для красных дорожек, фильмов, клипов, журнальных и рекламных съемок звезд от Элизабет Тейлор и Марион Котийяр до Шакиры и Хлои Мориц. И больше 10 лет делает мейк Бейонсе. Все ключевые луки Бей – от 36 клипов до обложек Vоgue – придумала именно Франческа.
В Москву Франческа приехала с MAC Pro и провела закрытый мастер-класс для визажистов. Журналистов там было немного, зато в зале я заметила Ольгу Фокс, Андрея Шилкова и команду Даши Холодных в почти полном составе. На следующий день Франческа давала групповое интервью. Из всех этих разговоров вырос текст. Надеюсь, из него можно понять, какая Франческа Толот на самом деле.
Про clean beauty и великую эпоху
Франческа родилась в Италии. Её мама делала кукол из фарфора и папье-маше, а отец мог починить что угодно. Она считает, что ей повезло – когда тебя окружают шедевры живописи и скульптуры, нужно приложить усилия, чтобы не вырасти творческим человеком. Макияжем она вообще-то профессионально заниматься не собиралась, просто любила краситься. Её друг-визажист как-то попросил подменить его на съёмках рекламы. Франческа согласилась, но ей это дело категорически не понравилось, она поругалась с моделью и решила, что это все не её. Потом тот же друг снова подкинул работку – на этот раз не коммерческую съемку, а творческую. «Мы снимали всю ночь, к утру фотографы были пьяны, мне сказали: «делай, что хочешь!» И это было круто». Так она стала визажистом.
– Жизнь в Америке как-то повлияла на ваши представления о красоте?
– Нет. Скорее, это я привнесла в Америку свою эстетику. В Милане я познакомилась с Гербом Ритцем, он делал там первую в своей жизни съемку для Vogue. Когда я переехала в Лос-Анджелес, мы стали работать вместе. Тогда все снимали моделей в полном боевом раскрасе, а я обожала «чистую эстетику», clean beauty: взять девочку, смыть с нее все лишнее и снимать. Для 1980-х это был прорыв. И Ритцу это как раз понравилось. Мы с ним стали постоянно делать такие натуральные луки, и постепенно эту эстетику переняли селебрити, модели, каталоги. В конце концов, Америка научилась этому у нас — и теперь все считают, что это и есть настоящий US beauty-style. Забавно, да?
– Собственно, так же, как и с Ритцем. Мы брали эстетику 70-х – и смывали макияж, обнажали девушку, «снижали громкость», делали картинку естественнее. Потом те работы стали «вехами в истории». Кто бы мог подумать! Вообще 1980-е — это, как оказалось, была крутая эра крутых открытий. Но мы тогда, конечно, этого не знали. Просто делали то, что казалось интересным.
– Вы работаете визажистом больше тридцати лет. Как вам не надоело? Откуда брать идеи, если все уже сказано?
– В искусстве. Я часто хожу в музеи. И — в природе. Когда я вижу красивый цветок необычного цвета, у меня тут же в голове начинается процесс: «Так, а что, если сделать губы модели точно такого цвета, а лицо оставить «голым»?»
О звездах и нравах
Начало восьмидесятых. В США уже поняли потенциал видеоклипов, в Европе – еще нет. Франческа только переехала в LA, никогда не работала на клипах. Пришел заказ на какую-то съемку с какой-то певицей. Агент сказал Франческе: «Эта девчонка станет супер-звездой. Не отказывайся». Франческа не знала английского, девчонка – итальянского. Девчонка оказалась Мадонной. Итог – двадцать шесть часов работы, клип Live to Tell, годы дружбы и сотрудничества. «Я тогда выучила по-английски два слова – чтобы примерно понимать, какой макияж делать, – вспоминает Франческа, — natural и sophisticated. Natural означал, понятно, естественный мейк, sophisticated – что я могу делать какие-то безумные вещи».
Можно ли создать культовые образы двумя словами? Видимо, да.
Сотрудничества Франчески и Бейонсе тоже могло не случиться. Но однажды в процессе работы над соло-альбомом, Бейонсе вдруг осталась без визажиста. Нужно было срочно искать нового – бросили клич по агентствам, чтобы те присылали портфолио своих мастеров.
Бейонсе выбрала — портфолио Франчески, Франческа – долго думала, соглашаться или нет. «У меня, – вспоминает она, – до этого был ужасный опыт с другой музыкальной группой афроамериканок. Мы совершенно не могли совпасть в выборе макияжа. Так что насчёт работы с Бейонсе я была такая: «Ммм, ну я не знаю». К счастью, опять вмешался агент Франчески. «Эй! Она будет великой!» И Франческа решила дать Бейонсе шанс, посмотреть, насколько та открыта новому.
«Помните первую сцену в Crazy in Love, на Бейонсе нет макияжа, только масло и основа? Для неё это был первый такой опыт».
– Как Бейонсе справляется, пока вы здесь?
– Она сейчас в туре. Её сопровождает другой визажист. Это очень тяжелая работа. Приходится долго быть далеко от семьи, а ещё, знаете, пропадает творческий компонент. Вы видите разные города, но каждый день делаете примерно один и тот же макияж. Так что я не езжу в туры.
Из работ с Бейонсе Франческа особенно нежно относится к Dreamgirls. Сначала она не хотела гримировать Бейонсе для фильма: грим персонажа – это скучно и однообразно, Франческа такого терпеть не может. Но режиссер и Бейонсе дали ей полную свободу – и теперь она вспоминает об этой работе как об одной из своих любимых.
Зато без восторга Франческа вспоминает съёмки с Бейонсе для Gotham Magazine. Там было много образов, на одном настаивал фотограф, но Франческа не хотела делать этот макияж. Этот лук она уже делала для своей – на тот момент еще не вышедшей – книги, и она бы не смогла его использовать, если бы снимок с Бейонсе вышел раньше. К тому же, ей казалось, что эти цвета и формы совершенно не работали на лице Бейонсе. Но работа есть работа. Фотограф сделал снимки, Франческа начала смывать макияж и… «Лук вдруг показался мне таким интересным. Настолько лучше, настолько сильнее, – вспоминает она. – Я позвала фотографа и сказала «Посмотри, мне кажется, так гораздо лучше, пожалуйста, сними её вот так».
Снимок в итоге попал на обложку.
«Иногда надо просто перестать зацикливаться на какой-то идее. Магия может случиться, когда вы смываете макияж. Он может стать лучше, чем когда вы его только нанесли».
– Как поддерживать долгие отношения со звездами? Они же такие капризные, а вокруг столько молодых и резвых, мечтающих стать визажистом Мадонны или Бейонсе.
– На самом деле хардкор-селебрити редко работают с новыми людьми. Им мало, что вы профессионал, им важно, что вы за человек, и что вы не будете просить у них автограф или селфи. На бэкстэйдж звезды приходят без макияжа, и без укладки, невыспавшиеся, какие угодно — это их личное пространство. И они пускают туда тех, кто им нравится. А вообще для меня съёмки с селебрити – самое сложное. Нужно, чтобы остались довольны все 150 человек — сама звезда, фотограф, стилист, редактор, ассистент фотографа… Это главный челлендж – создать образ, который понравится всем, и которым при этом я сама тоже буду гордиться.
О книге 1 Woman 100 Faces
О своей книге 1 Woman 100 Faces Франческа говорит как о долгом путешествии, которое началось не с идеи, а со встречи с её будущей звездой, моделью Мици Мартин.
«Она была красивая, великолепная, с удивительными глазами. Каждый раз, когда я и Альберто (Альберто Толот – муж Франчески, фотограф, автор снимков в книге) работали с ней, мы фантазировали, как сделаем что-то невероятное. Мици тратила кучу времени на наши безумные идеи. Глину на всё тело… Мокрые волосы зимой… Мы делали все, что могли».
Каждый раз, когда у Франчески и Альберто была возможность выбрать модель, они выбирали Мици. Через десять лет у них накопилось огромное количество фотографий. Они поняли, что должны собрать их в книгу. «Неожиданно мне в голову пришло название 1 Woman 100 Faces, – вспоминает Франческа, – но у нас было где-то 30-60 фото. Я рассказала своему другу об этой идее, он спросил: «Может, 1 Woman 50 Faces?», но я не согласилась». Франческа, Альберто и Мици начали искать издателя и продолжали делать фото.
Через десять лет книга увидела свет.
– В этой книге некоторые фото совсем недавние, некоторым – больше двадцати лет. Но понять, где какие, невозможно. Получается, все эти тренды типа стробинга и контуринга на профессионалов особо не влияют?
– Не влияют. На меня – вообще нет. Хайлайтинг и контуринг появились не вчера, и их нужно делать тогда, когда это нужно, когда это делает человека красивее. А не на автомате, не потому, что это модно, и не потому, что вас так научили.
О взаимоотношениях с макияжем
Франческа говорит, что обожает красную помаду. Но сама её не носит и никогда не носила — не чувствует себя с ней комфортно. «Я не уверена в форме своих губ. Мне кажется, когда я ярко их крашу, асимметрия становится заметнее. Но если вам комфортно носить красную помаду в восемь утра – носите».
В жизни для Франчески вопрос «делать или не делать макияж?» всегда упирается в комфорт. «Если вы смотрите на себя в зеркало без макияжа и вы довольны, вам и не надо краситься. Но если вы чувствуете, что вам чего-то не хватает, и вы заполняете эту пустоту макияжем – это тоже ок».
7 СОВЕТОВ ОТ ФРАНЧЕСКИ ТОЛОТ
На мастер-классе MAC Pro для визажистов Франческа сделала несколько образов и дала несколько советов. Я их тоже записывала — и думала, что хорошо бы их запомнили все, а не только визажисты.
1. Иногда от вас требуется принять решение… и не делать макияж. Если по замыслу фотографа модели нужно только немного тона и блеска или только румяна — умейте ограничиться этим. Вообще полный мейк — брови, губы, глаза, румяна, контуринг и вотэтовотвсе, что есть у вас в кейсе — нужен реже, чем кажется.
2. Не бойтесь ошибок. Макияж можно смыть. Если вам хочется добавить что-то — добавляйте. Если вы видите, что оно лишнее — смывайте, стирайте.
3. Всех занимает вопрос, где красить модель. Между местом у окна и местом у зеркала я всегда выбираю окно. Естественный свет – лучший друг.
4. Проверяйте симметрию, фотографируя макияж на телефон. Когда я училась живописи, нам рассказывали, что мастера Ренессанса проверяли свои картины, поворачиваясь к ним плечом и глядя через зеркало. Сейчас, мне кажется, снимок на смартфон покажет визажисту даже больше. Особенно если вы последовали моему предыдущему совету и выбрали окно, а не зеркало.
5. Не используйте один цвет. Я с самого начала, даже когда еще не было такого выбора оттенков, смешивала два или три. Это был мой вариант естественного контуринга: тон цвета шеи — на периферии лица, тон посветлее — под глаза. Когда я делаю макияж глаз, то никогда не использую только черный, или только коричневый, или только зеленый. Я люблю смешивать цвета и наслаивать их. Так получается мягче и трехмернее, менее плоско.
6. Растите. Если вы начинающий визажист, велик соблазн развить свой инстаграм, наплодить фолловеров и удовлетворенно подсчитывать лайки. Это приятно, это такая мгновенная слава. Но она не заменит вам бэкграунд и работу над собой. Сделайте паузу, посмотрите, что визажисты делали до вас, найдите свой стиль, не копируйте. Иначе вы просто не сможете двигаться вперед.
7. Даже если вы делаете самый безумный и самый странный макияж, вы все равно должны видеть красоту модели. Не потеряйте её.