У вас его точно не хватает: все о витамине D
Факт: у каждого, кто читает эту статью, есть дефицит витамина D — если только вы уже не принимаете его специально. Чем это плохо, в чем причины и как с дефицитом бороться?
Уже несколько лет я борюсь с выпадением волос. Одной из причин, ухудшающих ситуацию, является дефицит витамина D. Пока я не столкнулась с проблемой, я даже не подозревала, что витамина D у меня так мало — а потом оказалось, что мало его не только у меня, а практически у всего населения России.
Почти никто не проверяет этот показатель специально, врачи тоже редко в курсе об этом дефиците — и в обществе доминирует мнение, что если ты хотя бы иногда гуляешь на улице, то у тебя с D должно быть все в порядке. Мы пьем поливитамины, чтобы скорректировать несуществующий авитаминоз, а о реальном дефиците конкретного витамина не подозреваем.
О том, чем важен витамин D, как так вышло, что нам всем его не хватает, и сколько его нужно принимать, мне рассказал мой врач, ведущий трихолог марки DSD de Luxe, врач-дерматолог, кандидат медицинских наук, вице-президент Научно-практического общества трихологии, руководитель курса медицинской трихологии РУДН Владислав Ткачев.
Почему у нас у всех дефицит витамина D?
— Как так вышло, что во всем мире у людей дефицит витамина D? Даже в Дубае он есть!
— Образ жизни поменялся. Еще сто лет назад люди много времени проводили на открытом воздухе, работали на улице, больше передвигались пешком, дети играли во дворах… Сейчас мы постоянно в помещениях. В том же Дубае — солнца много, но люди всегда дома, или в магазине, или в офисе, под кондиционерами. В результате в коже синтезируется мало вещества — предшественника витамина D.
— Как это сказывается на нашем здоровье?
— Витамин D влияет на многие функции, активирует более 2000 генов. Больше 200 заболеваний доказанно имеют связь с витамином D. И это не только рахит, но и многие виды онкологии, диабет, ожирение, остеопороз, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, другие аутоимунные заболевания.
Витамин D влияет и на состояние волос. Волосяные фолликулы имеют рецепторы к витамину D. А в результате их инактивации (отключения) и у человека, и у мышей развивается алопеция, показало исследование Kong J. и соавт. Витамин D может быть фактором защиты от — в том числе — гнездной алопеции. ((1), см. в конце статьи.) D-дефицит может усиливать диффузное выпадение волос, особенно у женщин, быть значимым фактором при рубцовых алопециях.
— Сколько же нужно гулять на улице, чтобы его синтезировалось достаточно?
— Чтобы получить суточную дозировку витамина D, нужно проводить под ярким солнцем три часа в день (при условии ношения открытой одежды). Если вы загораете в купальнике и без SPF, достаточно 30 минут. Но, например, даже шесть часов прогулки в несолнечный день не помогут компенсировать имеющийся дефицит.
И нужно помнить, что ультрафиолет представляет опасность, повышая риски развития меланомы — и этот риск существенен, если у вас дефицит витамина D и вы загораете неграмотно, доводя дело до ожогов. Но парадокс в том, что именно витамин D защищает кожу от меланомы (2). Если у вас нет его дефицита и вы загораете грамотно, без ожогов, то риски ультрафиолета значительно снижаются и начинают преобладать положительные его эффекты для здоровья.
Около 10 % витамина D мы можем получать с пищей. Но сейчас ни в мясе, ни в яйцах, ни в молоке, даже в разводимой рыбе нет того количества витамина D, которое должно быть. Ведь и животные теперь больше не пасутся на открытом воздухе.
— Этот дефицит у всех примерно одинаковый?
— Есть группы населения, которым витамина D нужно даже больше. Это беременные и кормящие, люди с хроническими заболеваниями. При хирургических вмешательствах, травмах — также. У стариков кожа плохо синтезирует витамин D, даже если они сидят под солнцем, поэтому и у них потребность повышена.
Единственный выход в текущей ситуации — принимать всем витамин D дополнительно.
Чем плох дефицит витамина D?
— Что вообще такое витамин D?
— По сути, это и не витамин, а гормон. В коже нарабатываются формы витамина D2 и D3 — эргокальциферол и холекальциферол (а также поступают с пищей). Далее в печени эти предшественники стероидных гормонов превращаются в кальцидол, а потом в почках из него синтезируется активный гормон – кальцитриол. И это уже не просто гормон, а целый «гормональный дирижер» — он может влиять на синтез других гормонов или действовать с ними в синергизме. У своих пациентов я неоднократно обращал внимание, что дополнительный прием витамина D нормализовывал уровни и других гормонов, включая андрогены.
— А андрогены нам необходимы?
— Конечно, необходимы. Что такое дефицит тестостерона или дегидроэпиандростерона? Это путь к ожирению, депрессии и неврастении, снижению либидо, низкой мышечной массе — саркопении, остеопорозу, многочисленным метаболическим нарушениям. И один из факторов нарушения их синтеза или метаболизма — нехватка витамина D.
— На что еще дефицит витамина D влияет?
— Обратите внимание — чем дальше мы продвигаемся с юга на север, тем чаще в популяции встречаются аутоимунные заболевания, например, рассеянный склероз. Частота вырастает в сотни раз (3). И здесь вероятная роль принадлежит как особенностям питания, генетической предрасположенности, так и количеству солнечной радиации.
Если у вас достаточный уровень витамина D, риски злокачественных и других новообразований снижаются на 75 %, а риски диабета 2 типа, ожирения, рассеянного склероза — от 50 до 80 % (4). Снижаются риски сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается фосфорно-кальциевый обмен, регулируется иммунитет.
Витамин D может помогать и при заболеваниях, крайне плохо поддающихся лечению. Интересное исследование проведено в Бразилии по псориазу и витилиго. Удалось добиться стойкой ремиссии при этих состояниях на монотерапии высокими дозами витамина D (под врачебным контролем пациенты в течении 6 месяцев ежедневно принимали по 35 000 ME витамина D) (5). (Но самостоятельный прием таких дозировок недопустим!)
При идиопатическом зуде, ряде дерматозов лечение только лишь витамином D (в дозе 50 000 МЕ в неделю, т. е. около 7000 ME в день) в 70 % случаев позволило достигнуть ремиссии (6).
— А с точки зрения красоты здорового человека — волосы, кожа?
— Стареть мы будем быстрее при дефиците гормона D. Будет бледная, утомленная, сухая, морщинистая кожа. Прием витамина D помогает улучшить красоту хотя бы потому, что это активное стероидное вещество, синтез и усвоение которого с возрастом снижается, как и других гормонов. Только здесь стоит помнить и фотостарении — и в погоне за «солнечным» витамином не забывать прикрывать лицо и волосы.
— Повлияет ли нормализация уровня витамина D на самочувствие здорового человека?
— У условно здорового человека (условно, потому что, испытывая дефицит витамина D, вряд ли можно быть здоровым) происходит «энергетический подъем», улучшается общее самочувствие, повышается тонус, появляется бодрость, даже уменьшается время, необходимое для того, чтобы выспаться. Многие пациенты отмечают, что уменьшается болезненность в области мышц, суставов и связок, снижаются болевые проявления остеохондроза, остеопороза, мышечно-тонических синдромов, при фибромиалгии.
— А детям нужен витамин D? Какие дозы?
— Нужен, и прямо с рождения. Даже на грудном вскармливании — если у мамы дефицит, откуда витамин D в молоке возьмется? Даже рахит в последнее время вновь стал регистрироваться чаще.
Как проверить свой уровень витамина D?
— Когда я говорю знакомым, что у нас у всех дефицит, люди спрашивают, к какому врачу это идти проверять?
— Нужно сдать анализ крови на 25-OH витамин D. Цифра в анализах должна быть минимум 30 нг/мл. Однако и эта цифра – лишь компромисс. В последнее время многие лаборатории переходят на другой стандарт, когда нижней границей нормы считается 40 нг/мл. Но оптимальным является коридор от 50 до 100 нг/мл.
Обратите внимание, что единицы измерения и нормы могут отличаться в разных лабораториях, в зависимости от используемого метода. Предпочтительнее уровень витамина D измерять с помощью метода ЖХ-МС (жидкостная хроматография-масс-спектрометрия).
Отправлять пациента проверить витамин D должен бы, по-хорошему, врач любой специальности, ведь этот гормон задействован в регуляции абсолютного большинства органов и систем. Традиционно этим занимаются эндокринологи. Но и среди эндокринологов есть те, кто не слишком активно вникает в эту тему. В основном, о нем вспоминают, когда видят нарушения со стороны паращитовидных желез и почек, при очевидных нарушениях кальций-фосфорного обмена. А нам бы не доходить до этих нарушений.
— Но анализ можно сдать самостоятельно и без врача. А что потом делать с результатами?
— Начать его принимать. Что касается дозировки — диапазоном безопасности считаются от 400 до 4000 МЕ в сутки. За редким исключением для тех, у кого есть проблема с паращитовидными железами, избытком кальция и фосфатов, камнями в почках, саркоидозом — нужна осторожность.
Существуют такие международные рекомендации по дозировкам, в зависимости от возраста:
Institute of Medicine, Food and Nutrition Board. Dietary Reference Intakes for Calcium and Vitamin D. Washington, DC: National Academy Press, 2010
— Получается, что найти врача, который бы назначил адекватную дозу, пока сложнее, чем самому пойти сдать анализ и начать принимать профилактическую дозу?
— Пока, к сожалению, ситуация именно такая. Большинство врачей предпочитают рекомендовать низкие дозировки, по 400-800 МЕ. Но даже доза в 4000 МЕ – по сути, профилактическая для нашего региона, и при ее приеме уровень витамина D лишь достигает нижней границы нормы. А в условиях дефицита лечебная доза должна быть еще выше.
— Итого: сколько раз в год каждому человеку нужно сдавать анализы на витамин D?
— Лично я уже знаю, что если я принимают 10000 МЕ микролингвального витамина D, у меня уровень будет 100, это высшая граница нормы. Если буду принимать 5000, уровень будет 50 (это среднее значение нормы). Поэтому мне анализы больше не нужны.
А вот пациентам анализы нужны — чтобы понять, что есть серьезный дефицит, чтобы понять, что идут изменения, чтобы узнать, когда уже витамин D вышел на нормальный уровень. А когда он достигнут, можно анализы не делать, главное — постоянно принимать свою дозу.
Нормы по витамину D
— К какой норме витамина D стремиться?
— Верхняя граница нормы – 100 нг/мл. В принципе, когда нет нарушений в работе почек и паращитовидных желез, человек и бóльшие цифры в анализах спокойно переносит, но ходить по лезвию бритвы не стоит (может чрезмерно повыситься уровень кальция в крови, что неблагоприятно отражается на многих органах, особенно почках). Показатели в крови 60-70 нг/мл – оптимальны. Но типичный анализ москвича зимой — это 12-14 нг/мл. Летом — около 20.
— Чтобы получить уровень 40, дозировки в 4000 МЕ будет достаточно?
— Все современные исследования говорят, что нужны не менее 4000 МЕ в день (это 8 капель «Вигантола»). Тем не менее, у нас пока используются старые нормы, там указано 400-500 МЕ. Если врач предлагает вам 400 МЕ, не надейтесь, что это поможет — я уже тысячи анализов переделал на этот витамин, такие дозировки не работают. 4000 МЕ — минимальная доза, с которой вы можете получить нижнюю границу нормы.
— То есть, каждый человек должен каждый день принимать 4000 МЕ?
— Да. Кроме тех дней, когда он реально проводит на солнце три часа. То есть на время отпуска на юге — делаем перерыв.
Но 4000 МЕ — это минимум, по сути — компромисс. А официальные рекомендации пока таковы, что это максимальная профилактическая дозировка для взрослых, и я не могу всем без разбора рекомендовать даже эти 8 капель без учета индивидуальных особенностей и противопоказаний. Хотя своим пациентам иногда рекомендую и куда большие лечебные дозы.
Какой витамин D принимать?
— А есть ли разница между витамином D, который синтезировался в организме сам, и который мы приняли в виде добавки?
— В принципе — нет, все преобразуется в одно и то же вещество.
— А из чего делают витамин D для добавок?
— Исходное сырье — вещество эргостерин, который экстрагируют из фитопланктона, бурых и зеленых водорослей; а также некоторые виды дрожжевых и плесневых грибков. Полученный эргостерин облучают ультрафиолетом. Так что синтетический витамин D – не такой уж и синтетический. А синтез его был давно налажен, еще в Советском Союзе.
— И нормы такие низкие тоже остались с советских времен?
— Нормы меняются в сторону увеличения, но очень неспешно. Хотя в последние годы прогресс с изучением свойств витамина D идет довольно активно. Теперь к нему никто не относится лишь как к витамину от рахита.
Остается боязнь отравления витамином D. Откуда она вообще взялась? Он раньше был в виде спиртового раствора. Флакончик с ним можно было не до конца закрыть, спирт испарялся, витамин D становился очень концентрированным — и доза могла быть в десятки раз больше, чем написано. Были случаи отравления, когда люди принимали масляный раствор витамина D не каплями, а ложками, принимая его за растительное масло.
— Что конкретно принимать сегодня? «Вигантол»? «Аквадетрим»? Бывают еще комплексы с кальцием, типа «Кальций-Д3-Никомеда».
— «Вигантол», «Аквадетрим» можно принимать. А вот комплексы — не стоит. В комплексах доза витамина D слишком маленькая, с ней от дефицита вы не избавитесь. А когда человек уж насыщен витамином D, ему кальций дополнительно не нужен, у него и так кальция будет достаточно. Мы даже при высоких дозах витамина D — от 4000 МЕ — просим низкокальциевую диету пациентов соблюдать.
— А есть разница между усваиваемостью разных препаратов витамина D?
— И «Вигантол» и “Аквадетрим” нормально усваиваются, хотя по нашему опыту в некоторых партиях витамина D у них иногда меньше заявленного количества и пациенты до нижней границы нормы идут дольше.
Я принимаю сублингвальный (подъязычный) вариант препарата. На мой взгляд, он работает надежнее. Но эти препараты уже не лекарственные, относятся к БАДам, в аптеках в России они не продаются и потому не могут быть официально рекомендованы.
Есть ли опасность передозировки витамина D?
— Все-таки отравиться витамином D насколько легко?
— Есть исследования, что дозы до 10 000 МЕ в день не дают побочных эффектов (при условии отсутствия противопоказаний, которые мы уже обсуждали) (7)
— А на Западе пациентам делают укол с намного большей дозировкой, чтобы быстрее повысить витамин D, а потом уже прописывают небольшую дозу для профилактики.
— Все правильно. Надо поднять, а потом поддерживать дозой поменьше. У нас нет таких уколов, легально они не продаются.
— То есть, если ты получишь от укола 50 000 МЕ единоразово, отравления не будет?
— Нет. Если это недельная, и тем более, месячная дозировка. То есть, если 50 000 МЕ уколоть 1 раз в месяц, доза будет той же, как при приеме 1660 МЕ в день.
Гипервитаминоз развивается при дозах выше 40 000 — 100 000 МЕ ежедневно, на протяжении более месяца — но мы далеки от этих доз.
Но даже если вы приняли 100 000 МЕ однократно (и далее его не принимали), примерно через два месяца витамин D достигнет нижней отметки, а потом наступит и дефицит».
Юля:
«Мой уровень витамина D недавно достиг 89. Я и мой гинеколог-эндокринолог разве что джигу не станцевали, получив результаты анализов -). Волосы все еще при мне, хотя делаю я для этого не то чтобы много — значит, коррекция дефицитных состояний все-таки работает.
(Из смешного — раньше у меня была легкая крейзи-мания — мне очень нравилось есть таблетки кальция глюконата. С нормализацией уровня витамина D эта мания бесследно прошла -)).»
Упомянутые исследования:
- The Role of Vitamin D Receptor Mutations in the Development of Alopecia. Peter J. Malloy and David Feldman. Molecular and Cellular Endocrinology
- Protective actions of vitamin D in UVB induced skin cancer. Photochem Photobiol Sci. 2012 Sep 18. Bikle DD. Departments of Medicine and Dermatology, San Francisco VA Medical Center and University of California, San Francisco, CA, USA
- Campbell T. M. 2nd, Campbell T. C . The breadth of evidence favoring a whole foods, plant-based diet
- Holick, Michael F., PhD., M.D., Boston University School of Medicine, textbook — Physiology, Molecular Biology, and Clinical Applications
- A pilot study assessing the effect of prolonged administration of high daily doses of vitamin D on the clinical course of vitiligo and psoriasis. Danilo C Finamor, 1 Rita Sinigaglia-Coimbra et al. Dermatoendocrinol. 2013 Jan 1; 5(1): 222–234.
- W V Med J. 2011 Jan-Feb;107(1):14-20. Idiopathic itch, rash, and urticaria/angioedema merit serum vitamin D evaluation: a descriptive case series. Goetz DW.; Exemplar Allergy & Asthma, Morgantown, WV, USA
- J Bone Miner Res. 2007 Dec;22 Suppl 2:V64-8. doi: 10.1359/jbmr.07s221. Vitamin D toxicity, policy, and science. Vieth R.
А вы знаете свой уровень витамина D? Следите за ним?