Неудобные вопросы: создатель марки Nannic Vs доктор химических наук Мария Калинина
Доктор химических наук и наша читательница Мария Калинина задала острые вопросы совладельцу бельгийской косметической компании Nannic Рене Нагельсу и вывела его на химически-чистую воду.
Этот текст был вызван к жизни моим постом о необычных бьюти-средствах, среди которых упоминались дезодорант-антиперспирант-гель для душа и солнцезащитный спрей Nannic. Такими историями я особенно горжусь. Первый повод для гордости (вечной) — что среди наших читателей есть доктора химических наук. (Покажите мне еще женский ресурс про баночки, где они водятся?:) Второй — что наши доктора наук такие неравнодушные и готовы жертвовать своим временем не только ради ученого совета, но и чтобы докопаться до косметической истины. Третий — что нам удалось организовать сеанс Skype-связи с создателем и гендиром бренда Nannic Рене Нагельсом, тоже магистром в области химии, который а) бельгиец; б) находится, что логично, в Бельгии же; в) ему тоже наверняка есть, чем заняться.
И все-таки беседа (в которой я потерялась где-то на второй фразе про «жирные кислоты, медиаторы воспалительных процессов и регуляторы клеточного отклика» — на английском языке это звучит для меня примерно так же, как на китайском:) состоялась. Засим раскланиваюсь многократно — и передаю слово истцу, Марии Калининой, и ответчику — Рене Нагельсу.
«Беглое знакомство с составами Nannic энтузиазма у меня как у химика не вызвало. Яна же, основываясь на сплошной интуиции и явной любви, утверждала, что это круто, и надо разговаривать. К разговору я подготовила весь имеющийся у меня скепсис — и в назначенный день мы вышли в Skype. По ту сторону экрана нас встретил Рене Нагельс.
Мария Калинина: Честно скажу: меня насторожил ваш чудо-гель-для-душа, он же дезодорант, которым можно мыться. Nannic Qc Deo Shower (Полный состав и способ использования см. на официальном сайте. Прим. Я.З.) содержит кокет сульфат цинка, известный высокой антибактериальной активностью. Его основное применение — уход за кожей, склонной к акне. Вы же рекомендуете принимать с ним душ, и упоминаете, что он подходит для интимной гигиены. Насколько он безопасен для женской интимной гигиены при регулярном применении? Проходил ли он гинекологические тесты?
Рене Нагельс:. Специальных тестов мы не проводили, но если такой запрос поступит — сделаем. В описании нет рекомендации использовать этот продукт для интимной гигиены. Мы говорим, что это возможно, и не стоит беспокоиться, если средство попадет в эту область. И это действительно так. Если сравнивать состав Nannic Qc Deo Shower с продуктами, в составе которых есть лауретсульфат натрия, и которые выпускаются специально для интимной гигиены, то он точно мягче и безопаснее.
Мнение Марии Калининой: «Перед нашей беседой с Рене Яна З. вручила мне некоторые средства Nannic для тестирования, в том числе и этот гель-дезодорант. Будучи матерью-естествоиспытателем-ехидной, я опробовала его на 16-летнем сыне. Он страдает гипергидрозом, свойственным возрасту и высокому уровню физической активности, и до сих пор мне никак не удавалось найти ему подходящий дезодорант. Средство Nannic проявило себя очень хорошо. Само по себе оно не позволяет снизить потоотделение до полной и желаемой сухости в течение дня, хотя и заметно его уменьшает по сравнению с обычными антиперспирантами. Но в комбинации же с кремовым антиперспирантом Rexona оно приближает ситуацию практически к идеалу. По крайней мере, сын перестал стеснятся своих подмышек в спортзале. Это средство я буду покупать для него, пока ему это требуется.»
М.К.: Следующий вопрос — про солнцезащитный спрей Nannic UV-SHIELD. Тут в составе заявлен известный SPF-фильтр октокрилен. (Полный состав и способы использования спрея UV-SHIELD см. на официальном сайте. Прим. Я.З.) Он, хотя и достаточно стабилен сам по себе, способен проникать довольно глубоко в кожу и провоцировать образование продуктов фотодеструкции — а это, в свою очередь, спровоцировать проблемы, от аллергии до более серьезных. Его безопасность прямо зависит от концентрации. Второе место, которое он занимает в списке ингредиентов, меня насторожило.
Р.Н:. Оно бы и меня насторожило, если бы я основывался исключительно на данных с этикетки. Но мы никогда бы не стали использовать октокрилен в свободном виде. Он — как и прочие солнечные фильтры в этом средстве — «упакован» в силиконовые микросферы и не покидает их, пока вы не умоете лицо. Так что в кожу он не проникает. Чтобы в этом убедиться, мы проводили тесты. Можете мне верить, можете — нет, но безопасность наших средств — в том числе и для людей с чувствительной кожей — для нас на первом месте. Если мы не в состоянии ее гарантировать, мы не выпускаем продукт на рынок.
Мнение Марии Калининой: «Меня этот ответ удовлетворил полностью. Действительно, «умная» технология, которую использует Nannic, позволяет не только равномерно распределить солнцезащитное средство из спрея по поверхности лица, но и предотвратить нежелательные химические реакции с участием фильтров. Этот пример наглядно демонстрирует, почему даже специалиста чтение этикетки часто может привести к ошибочным заключениям: на этикетках пишут, что содержится в формуле, но не пишут, как именно ее собрали, а это зачастую, если не всегда, не менее важно. По отдельности октокрилен и силикон так, как они перечислены на этикетке, представляют собой малоприятную для потребителя смесь. «Октокрилен в микросферах» — принципиальное другое дело».
М.К.: Вообще многие ваши средства довольно интересны. Но, насколько я знаю, у вас очень небольшая лаборатория, и научные и медицинские исследования сами вы не проводите. Как вам удается создавать что-то принципиально новое?
Р. Н.: Да, у нас в штате лаборатории всего семь человек. Но мы находим сотрудников ведущих независимых институтов и лабораторий, лучших в своих областях — и они помогают нам генерировать идеи. Два вопроса, которые я задаю себе, когда вижу какой-то удачный продукт: «Можем ли мы сделать это лучше?» и «Можем ли мы сделать это дешевле?». Бывают прекрасные идеи, которые не удается довести до финиша. Например, мы пытались разработать солнцезащитный спрей, который можно наносить поверх макияжа. Ведь большинство химических солнцезащитных средств через 2-3 часа нужно наносить заново. Вы знаете женщину, которая каждые 2-3 часа умывается и снова наносит макияж? Я – нет. Мы сделали формулу на основе силиконовых частиц со специальным покрытием. Это та же технология, по которой созданы солнцезащитные стекла в автомобилях. При распылении средство образует на лице тончайшую, невидимую, но дышащую пленку, которая поглощает больше 90% UVA и UVB лучей и не портит макияж. Наоборот, даже фиксирует его! Но, увы, оказалось, что такое средство стоило бы космических денег. Крупной корпорации, возможно, под силу снизить себестоимость. Нам — нет. Пришлось пока отказаться от этой идеи. Но бывает и так, что крупные компании обращаются за помощью к нам. Сейчас мы работаем с Phillips над проектом бритвенных станков, где предусмотрены встроенные сменные блоки, начиненные средством для бритья. Если бы мы сами захотели разрабатывать такую бритву, пришлось бы конкурировать с Phillips, и мы бы проиграли. Но сотрудничать – почему нет?
М.К.: А как вы вообще выдерживаете конкуренцию с гигантами? Крупные корпорации имеют собственные лаборатории, тестовые системы, огромный штат и огромные возможности для аутсорсинга. Они могут выпускать новинки оперативнее, чем вы.
Р.Н.: Все так. Но гигантские корпорации находятся под постоянным диктатом маркетинга. Они все время в гонке. Концерн N выпустил новинку — концерн Z делает похожий продукт, чтобы не отдать N преимущество и не потерять клиентов. И так до бесконечности. Пока акулы заняты друг другом, у рыбы поменьше, вроде нас, есть возможность делать что-то уникальное, то, с чем гигантам связываться рискованно, потому что это не гарантирует больших продаж. Но, конечно, нам приходится проявлять изобретательность. Например, для тестирования качества покрытия из аэрозоля нам нужно было оборудование, способное поддерживать давление в десятки бар. Это оборудование очень дорогое, у нас его не было. И тогда я изобрел портативную тест-систему, в которой мы использовали блок от системы водного орошения и… пачку презервативов. Надеюсь, я вас не смутил?:)
М.К.: Ну что вы. Российские ученые тоже частенько вынуждены собирать оборудование из подручных материалов. У нас это национальная традиция — еще со времен лесковского Левши, подковавшего блоху.
Р.Н.: Значит, вы меня понимаете. Устройство, кстати, отлично сработало. А вообще мы не стремимся поразить чье-то воображение новизной или необычностью продукта. Нам важно обеспечить максимальную эффективность и безопасность. Поэтому мы избегаем компонентов, которые, хотя и обладают доказанной эффективностью, потенциально могут дать побочные эффекты. Скажем, не используем простагландины, способные вызвать воспаление. (Производные жирных кислот, так называемые «гормоны местного действия», используются в препаратах для лечения глаукомы, популярные компоненты стимуляторов и средств роста ресниц. Прим. М.К.) И очень избирательно подходим к поставщикам ингредиентов. Пептиды, скажем, закупаем у южнокорейских производителей, которые на данный момент в этом сегменте лучшие в мире. Я бы не стал покупать те же пептиды у китайских производителей, хотя они предлагают их значительно дешевле. Я просто не уверен в их качестве.
Мнение Марии Калининой: «Тема соотношения эффективности и безопасности меня сильно занимает. Если в двух словах, то косметические средства имеют свой предел эффективности, после которого они переходят в разряд медицинских и их применение может потенциально вызывать побочные эффекты. Я изрядно помучила доктора Нагельса, добиваясь ответа, как они решают эти вопросы. Рене согласился, что грань эта очень тонка, и заверил меня, что они остаются компанией, производящей эффективную косметику, а не медицинские препараты. И я сама убедилась, что это так. И что злоупотреблять эффективной косметикой тоже не стоит. Третьим средством, которое Яна З. выдала мне на тест, был Instant Flight Protection — препарат против обезвоженности кожи и мешков под глазами, рекомендованный для стрессовых ситуаций вроде длительных авиаперелетов. (Полный состав и способы использования см. на официальном сайте. Прим. Я.З.)
Очень быстро я обнаружила, что средство чудесным образом за 10-15 минут стирает – не уменьшает, а именно стирает, — отеки вокруг глаз. А если нанести его в качестве ночного крема для глаз, они не появятся вовсе. Дальнейший ход событий был легко прогнозируем, потому что ни научная степень, ни профессиональный опыт не избавляют вас от того, что вы – прежде всего женщина и «любите все красивое» (с), себя в том числе. Я стала пользоваться Instant Flight Protection и утром, и вечером, именно как кремом для глаз. И была счастлива в течение примерно недели. Даже почти забыла о том, что такое консилер, пока… Пока однажды утром не проснулась с характерной яркой красной каймой вдоль нижних век. Причина выяснилась в процессе интервью – композиция средства составлена таким образом, чтобы уменьшать количество внеклеточной жидкости в условиях высоты, а для этого приходится, в том числе, стимулировать активность собственных простагландинов (в самой формуле их нет). Вот я и достимулировалась до признаков воспаления. Так что лично убедилась: если хотите пользоваться эффективным средством, потрудитесь соблюдать рекомендации по их использованию, которые дает производитель».
М. К.: Составы Nannic — это, в основном, многокомпонентные формулы. Список активных ингредиентов, которые в них задействованы, довольно обширный. Почему вы избегаете простых композиций? Вы верите, что из многих ингредиентов можно создать универсальную формулу, одинаково эффективную для всех?
Р.Н.:. Скорее, мы против монодиет. Косметика — та же еда, только для кожи. У нас дома готовлю только я, моя жена даже не подходит к плите. И я уверен: еда не должна быть однообразной. Яблоки – безусловно полезная вещь. Но представьте, что вы питаетесь только яблоками. Довольно скоро у вас начались бы проблемы со здоровьем.
М.К.: И, наконец, вопрос традиционный, о творческих планах. Над чем работаете, доктор?
Р.Н.: Я начал задумываться о том, чтобы придать нашей компании национальный колорит. Пиво и шоколад – два традиционных продукта, с которыми ассоциируется Бельгия. И оба содержат вещества, которые могут быть полезны не только в гастрономии, но и в косметике. Возможно, мы их объединим в одной банке. Ну и идею солнцезащитного средства, которое не требовало бы снятия косметики, мы не оставляем.
Мнение Марии Калининой: «Если помните, в начале этого интервью я была полна скепсиса. А в конце — с удовольствием его оставила. Во-первых, потому, что почувствовала в докторе Нагельсе человека, близкого мне в профессиональном отношении. Во-вторых, разговор получился честным и открытым, что в нервной высококонкурентной среде бьюти-бизнеса — большая редкость. В-третьих, было полезно вспомнить, что в большинстве случаев чтение этикеток в попытке оценить качество продукта есть занятие бесполезное. Ну и в очередной раз убедиться: наше главное конкурентное преимущество в любой среде и в любых обстоятельствах — это умение шевелить мозгами и любовь к своему делу. А все остальное приложится».
Читайте также: