За кулисами Chanel: отдел удовольствий и коктейль из камелий
Как выглядела линейка ухода в 1927 году, и для чего в Chanel изучают бабочек? Лена побывала в научно-исследовательском центре и узнала то, о чем раньше не догадывалась.
Стук в дверь. «Мисс, это вам». Молодой Ален Делон вручил мне открытку и черно-белый пакет и исчез в коридоре так же стремительно, как появился.
Стоп, он точно не перепутал дверь? Сейчас идет Парижская неделя моды. Где-то по соседству Кьяра Ферраньи переобувает босоножки к следующему показу. Этот конверт с приглашением на fashion-шоу наверняка предназначался ей, но по ошибке попал ко мне. Вскрываю так, чтобы сильно не повредить. На открытке мое имя – добро пожаловать в научно-исследовательский центр Chanel.
Пантен, 19 округ Парижа. Промышленный пригород. В этом месте почти век простояла крупнейшая табачная фабрика. Запах сигарет давно выветрился, теперь здесь пахнет тяжелым люксом. В Пантене шьют те самые сумки Hermes Birkin и Kelly, а с 2013 года здесь находится главный исследовательский центр Chanel.
Снаружи действительно все выглядит, как лабораторный городок или офисный центр. Из несвойственного и нетипичного – огромное количество кустарников и цветов. Нашлась даже камелия. Правда, она цветет зимой, а сейчас теряется на фоне нарядных соседей.
Заходим внутрь. Я волнуюсь, как если бы впервые приехала в гости к приятелю. Вдруг его прежний образ разобьется о бытовые мелочи. Вдруг когда мы встретимся в следующий раз, у меня перед глазами будет картина: он с порога увлеченно говорит о себе, забыв вскипятить чайник.
Но хозяин улыбчив, гостеприимен, не суетлив, и назвать его дом обыкновенной лабораторией не выходит.
В каких лабораториях вы видели, чтобы идеально белые халаты Chanel висели на бархатных вешалках Chanel, а специальный человек разворачивал крючки так, чтобы они смотрели в одну сторону?)))
Осмотрелись, теперь давайте узнаем, что здесь интересного.
Факты о Chanel, которых вы, возможно, не знали
Сейчас в научно-исследовательском центре работают больше 250 сотрудников. (Обычно в 5-10-15 раз меньше.) Только треть занимается формулами, ингредиентами и технологиями. Что делают остальные?
Удивление #1 – изучают удовольствие. Мы всегда это подозревали, но теперь знаем точно:)
В компании действительно есть подразделение, которое отвечает за эмоции. Специально обученные и «особенно требовательные» сотрудники оценивают около 500 текстур в год.
Для меня осталось загадкой, кого и как принимают на работу в отдел сенсорного анализа. Где этому учат? Или туда распределяют маркетологов, которые капризничали во время собеседования?))
Удивление #2 – В Chanel есть отдел наук о жизни. Он занимается вопросами, которые связаны с баночками и кремами только косвенно. Например, какие лица мы оцениваем как женственные? Как молодые? Как красивые?
Найти ответ помогает фотобанк Chanel из 25 000 анонимных снимков женщин в возрасте от 20 до 80 лет. Об одном из выводов рассказывает директор отдела научных исследований Мари Гвидо:
«Раньше «быть красивой» означало быть стройной и не иметь морщин. Действовала последовательность: если ты соответствуешь понятным критериям, окружающие оценят твою привлекательность, и ты почувствуешь себя красивой.
Теперь схема перевернулась. Все начинается с уверенности, харизмы и позитива. Когда ты открываешь красоту в себе, её замечают другие. Поэтому приятная атмосфера в бутике, массажные техники нанесения, удовольствие от аромата и текстуры важны не меньше, чем гиалуроновая кислота или витамин C. Они улучшают настроение, а позитивный настрой преображает лицо, мимику и поведение. Вместо того, чтобы раздражаться из-за какого-нибудь пустяка, вы о нем забываете. В этом есть красота».
Удивление #3 – оказывается, еще до того, как мы пробуем средство, мы по одной лишь консистенции, оттенку и аромату можем судить о его свойствах. Этот крем увлажняет, другой – явно из линейки anti-age. Причем восприятие американки отличается от восприятия француженки или девушки из России.
Chanel предлагают сотням волонтеров из разных стран тестовые образцы – и анкеты-опросники. На основании результатов Отдел наук о человеке выдает резюме: какими свойствами должен обладать новый крем. Иногда принимается решение выпустить сразу три текстуры: легкую, универсальную и питательную. Так получилось, например, с линейкой Sublimage.
Удивление #4 – в средствах Chanel высокий процент натуральных ингредиентов, но строить на этом кампанию «вот какие мы натуральные крутыши» и сообщать об этом в релизах как о преимуществе, не хотят.
Директор по международным научным коммуникациям Армель Суро говорит: «В отдельных средствах до 94% компонентов натурального происхождения, но мы – не органический бренд, и не хотим утверждать, что «натуральное значит лучшее». В первую очередь нам важно, чтобы вы видели результат».
Удивление #5 – Chanel не отгородились от научного сообщества стенами лаборатории. За выпуском новых синтетических молекул они следят при помощи программы Technical Watch and Intelligence. Вообще, им нравится подсматривать идеи в неожиданных сферах: автомобилестроении, цветоведении, голографической промышленности.
Чтобы создать переливчатый лак для ногтей Peridot, к работе подключили биолога, специализирующегося на пигментации насекомых. Он изучил структуру крылышек жука-скарабея, и Chanel воспроизвели ее в точности до молекулярного уровня. Точно также появились лаки Bel Argus и Azuree. Они повторяют устройство крыльев тропических бабочек семейства Морфиды.
Удивление #6 – Chanel прислушиваются к идеям студентов и молодых ученых из американских, французских и японских университетов. (Список стран не случайный: основной исследовательский центр находится здесь, в Пантене, еще два – в Нью-Джерси и Фунабаси).
Пузырьки в средствах линейки Hydra Beauty появились благодаря ребятам из Гарварда. Десять лет назад они догадались разделить водную и жировую фазу косметических средств так, чтобы они не перемешивались во флаконе. Зачем? Союз этот нестабилен, как всякий брак, построенный на выгоде и не подкрепленный чувством. Чтобы консистенция не расслаивалась, в состав обычно включают эмульгаторы и другие не несущие пользы добавки. Chanel профинансировали этот стартап — и в результате появилась технология Micro-droplets. Микросферы с липидным экстрактом камелии расфасовываются по флаконам из таких коктейльных трубочек:
Одни ученые ломали голову, как сделать, чтобы шарики не растворялись в сыворотке. Другие придумывали, как равномерно распределить их внутри бутылька, чтобы те не всплывали, как поплавки. Итог: в каждом средстве линейки Hydra Beauty — около 3000 пузырьков.
Камелии, между прочим, выращивают на юго-западе Франции, в коммуне Гожак. Википедия говорит, там проживают целых 64 человека. Миллион камелий на 64 человека – звучит, как рай на земле.
Удивление #8 – Chanel осознанно не выпускают средства для проблемной кожи. «Акне — это патология, которая требует наблюдения дерматолога. Мы считаем, честнее сказать, что мы не лечим кожные заболевания, чем давать ложные обещания», – отвечает на мой вопрос Армель Суро.
Удивление #9 – Мне казалось, линейка skincare появилась у Chanel в каких-нибудь 70-х годах, просто потому что узнаваемому бренду положено. О том, что Габриэль выпустила первые средства ухода в 1927 году, я узнала из нашего же недавнего интервью с Армель Суро.
Но что это была за линейка, глядите:
Разворот Vogue 1928 года:
Особенно интересен 18 пункт в списке – пудра для спорта. Коко играла в гольф, ходила под парусом и понимала, что, во-первых, кожу нужно защищать. А во-вторых, что лыжи или охота – не противопоказание к тому, чтобы выглядеть. Тем более, если это охота с Уинстоном Черчиллем.
На вопрос, почему сейчас в линейке Chanel нет средств для спорта – сотрудники лаборатории пожимают плечами и улыбаются. Намек понят, ждем.
Тревел-сайзы были популярны сто лет назад не меньше, чем сейчас. Такой баночки крема покупательнице должно было хватить на то, чтобы съездить на выходные в Биарриц.
Хотя лучше взять набор миниатюр. Казино, пикники у Атлантического океана, гольф в соседнем Сен-Жан-де-Люз – вдруг выходные затянутся на неделю?
Баночки крема, кстати, Коко подписывала собственноручно.
Средства продавались при бутиках с одеждой. Узнать цену можно было в каталоге. 26,5 французских франков за 50 мл крема. Вот вам экономическая задачка: сколько это в рублях по курсу 2018 года?)
И ведь, наверное, некоторые охали, фыркали и, закатив глаза, выходили из бутика.
В 1932 появилась коллекция для загара. Или от загара. В ней было масло для защиты от солнца, отбеливающая паста для рук. И тут же – жидкий и пудровый бронзер. «Придай коже оттенок, словно ты провела выходные на свежем воздухе».
Противоречивая Коко? Вряд ли. Она хотела исполнять желания женщин. А разные женщины – невероятно:)) – хотят разного. До сих пор в коллекциях Лючии Пики неоднозначные бирюзовые тени ходят в паре с совершенно обычными и нейтральными.
«Изнанка жакета обязана быть такой же красивой, как лицевая сторона». Известный принцип. Он же относился к уходу за кожей. Говорят, он интересовал Габриэль не меньше, чем мода.
Если отвлечься от экспозиции и осмотреться вокруг – обнаруживаешь, что на стенах развешены постеры. Некоторые – совсем без надписей.
Отдельные – с цитатами Габриэль Шанель.
Мне особенно запомнилась эта. Возможно, потому, что эта поездка меня убедила – лицо Chanel в точности соответствует его удивительному внутреннему миру.
P.S. Вы знали, что у Chanel есть ватные диски для снятия макияжа? Толстенькие, широкие, удобные. Думала, эксклюзивный эксклюзив для «Школ красоты» и тренинг-центров. А они, оказывается, продаются, сто штук – 20$ на официальном сайте. Остается выяснить, есть ли такие в наших бутиках.
Читайте также: