Независимый
Ресурс
О красоте

Неудобные вопросы: что такое «обезвоженные волосы», зачем им вода и как воспитать себум?

Неудобные вопросы: что такое «обезвоженные волосы», зачем им вода и как воспитать себум?

L’Oreal Paris запустил линию средств для обезвоженных волос. Главный ингредиент — гиалуроновая кислота. Юля и Яна озадачились: а что такое вообще «обезвоженные волосы»? И кто решил, что волосам так уж необходима гиалуронка? Отвечать пришлось эксперту марки, трихологу Юлии Галлямовой.

Согласно пресс-релизу, линия L’Oreal Paris «Elseve Гиалурон Наполнитель» предназначена для тонких обезвоженных волос. Обещают, что средства будут их интенсивно увлажнять и придавать объем. Главный ингредиент линии — гиалуроновая кислота: она должна притягивать в волосы воду и сохранять ее там.

В линии «Elseve Гиалурон Наполнитель» 4 средства: шампунь, кондиционер, маска и увлажняющая несмываемая сыворотка

Но существуют ли вообще в природе обезвоженные волосы? Или это очередной маркетинговый «диагноз», который надо срочно «лечить»? И почему увлажнение вдруг нужно только тонким волосам?

Юлия Галлямова — дерматолог, трихолог, д.м.н., профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии Российской Медицинской Академии непрерывного профессионального образования

Какие волосы — жирные, какие — сухие, а какие — обезвоженные?

Яна: Юлия, вы же практикующий трихолог, верно? Вот и скажите — часто ли к вам обращаются с жалобой «Ой, что-то волосы у меня обезвожились, помогите, доктор»?

Юлия Галлямова: Нет, конечно. Жалуются на выпадение, поредение, тонкость, ломкость. Но часто причина проблем со структурой волоса — в обезвоженности. Просто люди этого не понимают.

Юля: Раньше мы не понимали и термин «обезвоженная кожа». И до сих пор сталкиваемся с вопросом: «А разве жирная кожа может быть обезвоженной?» Народ путает тип кожи — «сухая», «жирная» — и ее состояние — обезвоженная. Тогда как «сухая кожа» — это про недостаток липидов. А «обезвоженная» — про недостаток влаги. С волосами — та же история?

Юлия Галлямова: Да, примерно та же. В здоровом волосе должна быть влага. И природа создала такую структуру волос, чтобы эта влага внутри него удерживалась. Когда структура нарушается, влага испаряется, волосы становятся обезвоженными.

Юля: Но зачем волосу вообще влага?

Юлия Галлямова: Чтобы быть сильным и эластичным. Волос состоит из коркового вещества, а это вещество, в свою очередь, из переплетенных между собой волокон (фибрилл). Его можно представить как губку или, точнее, пеньковую мочалку. Когда мочалка абсолютно сухая, она жесткая, хрупкая, ломкая. Опустите ее в воду — она ее впитает и станет гибкой и объемной. Волос — тоже.

Яна: Хм. То есть когда я просто мою голову водой, я как бы наполняю свою мочалку — простите, шевелюру — влагой?

Юлия Галлямова: Абсолютно так. Вспомните, если вы долго ее не мыли — вам кажется, что волосы прилипли к голове, стали какие-то жидкие и редкие. Стоит вымыть — опять вроде погуще. Потому что за счет воды, которая проникает в стержень, волосы действительно увеличиваются в объеме.

Яна: А если я, например, живу на Бали, во влажном климате — мои волосы прямо из воздуха получают достаточное количество влаги?

Юлия Галлямова: Не совсем. Одно дело, если мы волосы окунули в воду и моем. (Кстати, не менее пяти минут — именно столько нужно, чтобы волос успел напитаться, поэтому парикмахеры-профессионалы держат клиентов в раковинах так долго.) Но атмосферной влаги самой по себе, думаю, недостаточно.

Юля: И на сколько в диаметре может увеличиться волос?

Юлия Галлямова: Данные разнятся. В научной литературе где-то называются цифры 8-12%, где-то — 18%. Это еще зависит от структуры конкретно ваших волос и их толщины. Более толстые и более пористые впитывают больше. Но в любом случае после правильного мытья они увлажняются и становятся объемнее.

Юля: Интересно. Мне казалось, грязные волосы кажутся редкими и прилизанными из-за того, что на них себум накопился, и они, по сути, стали более жирными. А не более обезвоженными. Мы опять запутались?

Юлия Галлямова: …И тут мы вернулись к первому вопросу про себум, липиды, жир и воду. (Себум, кстати — это прекрасно, это наш естественный бальзам, который мы, правда, привыкли уже отвергать и вымывать.)

Итак, ваша кожа может быть жирной и обезвоженной (или нет). А может быть сухой и обезвоженной (или нет).

Волосы — так же. Они могут быть сухими и обезвоженными — например, потому что повреждены, или кожа головы изначально производит мало себума. А могут быть жирными, но обезвоженными — если, опять-таки, повреждены, или они длинные и им не хватает себума по длине.

Юля: То есть волосы из рекламы «жирные у корней и сухие на кончиках» — не маркетинговая страшилка?

Юлия Галлямова: Конечно, нет. Бывает, что до ушей волосы как будто прилизаны, потому что себума слишком много. А на остальную длину его уже не хватает, и они обезвожены и пушатся.

Юля: Это я до того, как отстригла каре:) Просто я не знала, что это называется «жирные у корней, сухие на кончиках». И тихо страдала.

Юлия Галлямова: Вы не одна, поверьте:)

Яна: Ну и для особо одаренных, давайте проговорим: «поврежденный» волос и «обезвоженный» волос — всегда одно и то же?

Юлия Галлямова: Это вещи параллельные и взаимосвязанные. У поврежденных волос открыты чешуйки кутикулы. Кутикула не выполняет свою функцию сохранения влаги. Влага испаряется. Волос обезвоживается.

Яна: Получается, L’Oreal не изобрели новую проблему-ужастик для широких народных масс, просто переназвали старую проблему по новому, так?

Юлия Галлямова: Я бы сказала, дали старой проблеме более четкое определение. «Поврежденные волосы» — общее название. «Обезвоженные» — указание на конкретную проблему и пути ее решения.


А есть ли счастливцы? Спойлер: россиянкам опять не повезло

Яна: Кутикула повреждается во время окрашивания, ок. От чего еще она повреждается? Бывают ли счастливцы, у которых волосы не обезвожены?

Юлия Галлямова: Окрашенные — да, конечно обезвожены. Краска разрыхляет кутикулу, чтобы привнести в нее пигмент. Кутикула повреждается — вода испаряется.

Пористые волосы тоже всегда обезвожены. Если генетически у ваших волос такая структура, то внутри них слишком много воздуха, и вода из них опять-таки быстро испаряется.

Выгоревшие волосы — или волосы после морской воды — тоже. Соленая вода и солнце нарушают кутикулу, родной пигмент выгорел, влага ушла.

Юля: А когда волос здоровый, кутикула закрыта — ну например, в Азии у многих такие толстые гладкие волосы — значит, внутри него достаточно влаги?

Юлия Галлямова: Да. Понятие «стеклянных волос» — вот таких идеально гладких — как раз из Азии и пришло. Но у нас такие редко встречаются.

Юля: Да что ж такое, опять не везет?🙂

Юлия Галлямова: Увы. У нас вообще проблемы с волосами. Если сравнить трихограмму женщины из России и из Европы, у среднестатистической россиянки результаты будут хуже.

Яна: Почему?

Юлия Галлямова: Вероятно, и расовые особенности, и особенности питания (круглогодичное наличие в рационе микроэлементов и витаминов), и различия в световом дне и уровне витамина D. Но российские волосы обычно проигрывают — по густоте, и по толщине.

А русые волосы — вообще беда.

Юля: Мои как раз русые были. Пока я их не стала красить.

Юлия Галлямова: Русые — всегда пористые. В них мало пигмента и много воздуха. Они хорошо впитывают воду, но и отдают ее очень быстро.

Яна: А может человек сам понять, обезвоженные у него волосы или нет?

Юлия Галлямова: Если натянуть волос и провести по нему пальцем — вы почувствуете все неровности и шероховатости кутикулы. Шероховатая? Значит, волосы обезвожены.


И что, теперь гиалуронка нас всех спасет?

Яна: На рынке куча средств для поврежденных волос. Но они, в основном, содержат липиды и силиконы. А тут — гиалуровая кислота, во всей линейке. Новый чудо-ингредиент в сегменте hair care?

Юлия Галлямова: Некоторое количество липидов в этих средствах тоже есть. Но да, упор — на высокомолекулярную гиалуроновую кислоту. Чем она хороша? Тем, что одновременно и образует на поверхности волоса пленку (соответственно, препятствует испарению), и удерживает влагу внутри (за счет своей способности связывать воду). В процессе мытья мы наполняем волосы влагой — и сразу запечатываем ее бальзамом или маской.

Юля: Простите, тупой вопрос. Как мы выяснили, просто из воды волос тоже может набрать какое-то количество этой самой воды:) Он набрал — мы запечатали его бальзамом. И зачем тогда гиалуроновая кислота?

Юлия Галлямова: Разница в количестве влаги, которую может впитать волос сам — и количеством, которое он получает с помощью гиалуроновой кислоты. Молекулы воды цепляются к ней, как виноградинки — к виноградной грозди.

Юля: И про «запечатывание». По-моему, все маски и бальзамы работают по схожему принципу. Как силиконовые перчатки:) Здесь тоже силиконы же есть?

Юлия Галлямова: Верно. Все силиконовые маски обволакивают волос, закрывают чешуйки кутикулы и уменьшают испарение. В линии L’Oreal Paris тоже есть немного диметикона — для окклюзии. Однако, повторю, главную роль тут играет гиалуронка. И это большая разница.

Яна: И в чем же эта разница?

Юлия Галлямова: Ну, например, ею нельзя утяжелить волосы. Потому что их нельзя перенасытить влагой.

Ваш волос впитает столько влаги, сколько способен, это будет его максимальный объем. Что делают обычные средства для волос — создают липидно-силиконовую пленку, не давая этой воде испариться изнутри волоса. Как правило, они утяжеляют волос — и это нормально, если нет ощущения утяжеления, значит липидов и силиконов в этом средстве мало именно для ваших волос, и волосы могут пушиться. Найти идеальный баланс сложно, поэтому мы постоянно пробуем новое.

Что же делает гиалуронка? Она на поверхности кутикулы и под чешуйками кутикулы создает гидрогелевую пленку, которая сама по себе легкая. По мере высыхания волос молекулы воды отщепляются от гиалуроновой кислоты в окружающую среду и увлажняют кутикулу. Перенасытить волосы гиалуроновой кислотой невозможно, в отличие от силикона. И утяжелить тоже.

Яна: Что, можно утверждать, что гиалуронка с небольшим количеством диметикона сработает в плане запечатывания так же круто (или даже круче), чем большое количество диметикона без гиалуронки? Даст полную окклюзию?

Юлия Галлямова: Лучше. Но полной окклюзии быть не может в любом случае. Да она и не нужна. Полная окклюзия — это, например, «ботокс» для волос. Но у него свои минусы.


А что не так с «ботоксом» для волос?

Яна: Какие минусы? Можно подробнее? А то у нас в команде есть фанаты этой процедуры.

Юлия Галлямова: Изначально заявлялось, что после «ботокса» кутикула так прочно запечатана, что волос вообще не повреждается. Трихологи долго пытались понять, насколько это здорово, даже на Всемирном конгрессе обсуждали этот эффект, хотя обычно медицина не слишком погружается в «парикмахерские» темы. В итоге опыт показал, что после 3-4 процедур волосы надо просто отрезать, так они повреждены. И восстановить их невозможно.

Яна: Почему?

Юлия Галлямова: Потому что это именно полная окклюзия. А волосам такое не нужно. Вот представьте: вы заламинировали права, положили их в кошелек. Они лежат там годами и не перегибаются. И все хорошо. А теперь представьте, что вы эти права положили в карман штанов. Один раз сели — они согнулись, другой, третий — и в конце концов они сломались. При ламинировании горячий силикон проникает в волос и меняет его структуру. А вы волосы расчесываете, делаете с ними разные прически и так далее. Они мнутся — и ломаются. Через 3-4 процедуры вместо волос остается силикон. Честные парикмахеры не делают эти процедуры.

Яна: А я не раз делала кератиновое выпрямление. Суть у этих процедур похожая. И все было нормально.

Юлия Галлямова: Потому что у вас короткие волосы. Вы их подстригаете раньше, чем они успевают дорасти до состояния, когда все эти проблемы очевидны.


Кому это все-таки нужно? И кому нет?

Яна: Понимаю, что таких, как я — меньшинство. Но «Elseve Гиалурон Наполнитель» обещает добавить волосам объем. А я ненавижу дополнительный объем. Борюсь с ним как могу. Переучиваю парикмахеров, когда те меня укладывают: рука у большинства набита под объем! Короче, это линейка не для меня?

Юлия Галлямова: А почему вы думаете, что это будет дополнительный объем? Это будет объем конкретно ваших волос, ничего лишнего. Еще раз повторю: чем хороша гиалуронка — она никогда не сделает лишнего. Волос получит ровно то, что должен получить.

Юля: Но все-таки есть ли люди, которым эта линейка не подойдет?

Юлия Галлямова: Думаю, ее можно использовать при любом типе волос. Она универсальна. Сколько должно воды задержаться в вашем волосе — столько и задержится.

Юля: Но при этом на баночке написано «Для тонких волос». Это что — маркетинговые игры?

Юлия Галлямова: Скорее, да:) Простим бренду это? По опросам, большинство российских женщин считают, что у них тонкие и необъемные волосы. Им эта линейка подойдет точно, и хорошо, если они среагируют на эту пометку. Те, у кого плотные, тоже не будут разочарованы.

Согласно исследованию L’Oreal, сыворотка добавляет +9% к диаметру волоса

Юля: Ок, вернемся к обещаниям про объем. Многие шампуни «для объема» по сути распушают кутикулу, чтобы она торчала побольше. А тут мы какой-то новый подход предлагаем. Не про пышную укладку, а про «верни себе свою толщину волос»?

Юлия Галлямова: Верно. Главная задача любого шампуня — смыть жир. Некоторые шампуни смывают слишком много себума, сушат и вымывают из кутикулы липиды. Волосы становятся шероховатыми и кажутся объемнее. Иногда это удобно: можно делать любые укладки, и они хорошо держатся, не то что на гладких волосах. Но в перспективе, конечно, не здорово.

«Elseve Гиалурон Наполнитель» работает иначе. Объем увеличивается за счет того, что волосы впитали воду. И они становятся сильнее: в рамках исследования проводились эксперименты с натяжением волос, расчесыванием до и после применения средств. Показатели были хорошие.

Юля: А кудрявым? Подойдет ли им «Гиалурон Наполнитель»? Последователи Curly Girl метода тоже много говорят о том, что кудрям нужна вода.

Юлия Галлямова: Почему нет? Кудрявые волосы — тоже обезвоженные. Но у них есть особенность — мы обсуждали это на спецсекциях по кудрявым волосам на трихологических конгрессах. Дело в том, что кудрявые волосы надо дольше «замачивать» в воде. Обычным достаточно пяти минут, чтобы ею пропитаться, а кудрявым лучше 20-30 минут. Последовательницы Curly Girl, чтобы продлить это «замачивание», придумали накручивать на мокрую голову футболки вместо полотенца и так далее.

И, кстати, кудрявым еще нужен фен с круглой насадкой с пальчиками, потому что концы у них высыхают быстрее, чем корни.

Но линия «Гиалурон Наполнитель» не раскрутит их кудряшки и точно не пересушит. Наоборот, наполненные влагой волосы будут четче держать завиток.


Заверните все! А, нет, постойте…

Яна: В линии четыре средства. Нужно брать все сразу? Какая тут логика?

Юлия Галлямова: Если вы считаете, что волосы у вас не очень сильно повреждены (читай — обезвожены), можно использовать комбинацию шампунь+бальзам+сыворотка. Если предпочитаете более тяжелую артиллерию и более насыщенные текстуры — то шампунь+маска+сыворотка.

Юля: Этими средствами можно пользоваться каждый день? И, кстати, что все-таки современная трихологическая наука считает — голову надо мыть каждый день? Можно ли приучить ее к мытью пореже?

Юлия Галлямова: Сколько я в трихологии — столько существует этот вопрос. Мытье волос — это гигиена. Гигиена — это смыть излишки кожного сала. Кожное сало выделяется у каждого индивидуально — и количественно, и качественно. У кого-то себум более плотный, у кого-то более жидкий. Поэтому смотрим исключительно по состоянию кожи головы. Не надо ходить с жирными волосами, потому что бабушка сказала не мыть голову часто. Многие случаи себорейного дерматита происходят из-за того, что люди вовремя не моют голову (особенно мужчины).

Кожное сало — это физиология. Ее нельзя «приучить». Давайте приучим к чему-нибудь мочевой пузырь?:) Но физиология может меняться. Из-за погоды, времени года, питания, гормонального фона меняется и себум. Поэтому шампуней может быть много — летом лучше с одним, зимой с другим. И да, «Гиалурон Наполнитель» не содержит агрессивных ПАВ и подходит для постоянного использования.

Яна: Пресс-релиз сообщает, что в средствах — точнее, в сыворотке — “2% система ухода с гиалуроновой кислотой”. То есть — не 2% гиалуронки, а в совокупности? Что еще в “системе” из активов, кроме нее?

Юлия Галлямова: В состав сыворотки включены соевое и кокосовое масла — это натуральные липиды.


Что б такого съесть для красоты волос?

Гиалуроновая кислота в этих баночках — высокомолекулярная. Это результат ферментации лактобактерий; ингредиент производится французской биотехнологической компанией.

Юлия: А меня заинтересовал пункт про питание. То есть можно изменить качество себума, если перестроить питание?

Юлия Галлямова: Да. Если пить много воды и есть здоровую пищу, это повлияет на себум.

Юля: И чем надо питаться?

Юлия Галлямова: Сначала — чем не надо. Пациентам с себореей (или с акне) я советую уменьшить в рационе количество белка коровьего молока. Он доказанно воздействует на инсулиновый фактор, который стимулирует сальные железы. Козье молоко — можно, овечье, растительное — да, но не коровье. Также стоит ограничить быстрые углеводы.

А добавить в рацион — авокадо, оливковое масло, льняное масло. Они делают себум менее плотным и густым.


Юлия Галлямова
Эксперт в области трихологии, дерматологии, микологии, доктор медицинских наук

Д.м.н., профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии Российской Медицинской Академии непрерывного профессионального образования.

Член диссертационных советов:

  • Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии
  • Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова

Член Европейской Академии дерматовенерологии

Член Европейского общества Исследования волос


Наши быстрые отзывы о средствах линии «Elseve Гиалурон Наполнитель»

Яна: «Не думала и даже не предполагала, что эти штуки так мне зайдут. Действительно, смущало обещание про объем — я избегаю средств для объема. Смущала цена — слишком уж, подозрительно невысокая. Смущало, короче, многое. По факту — едва попробовав — писала Юле в вотсап: «Слушай, кажется, это бомба!» Особенно мне зашла сыворотка. Волосы после нее не объемные, но не пушатся, и какие-то в правильном смысле плотные. Маску и бальзам я чередую. А шампунь уже заканчивается, увы. Что ж, пойду «за еще».

Юля: «Я использую по схеме «шампунь — маска — сыворотка» — пробовала с бальзамом, и поняла, что моим пористым (и в прошлом русым, а сейчас окрашенным) волосам нужно увлажнения побольше. Очень приятные штуки — и все реально универсальные: утяжеления нет, а напитанность и гладкость волос — есть».

Где купить: все средства доступны на Wildberries.


Читайте также:


Внимание! Мы возобновили вещание в нашем Telegram-канале. Самая оперативная бьюти-информация — там. Подписывайтесь!

Напоминаем, что любые комментарии, не касающиеся темы, будут удаляться. Спасибо за понимание.

(34 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...