fbpx
Независимый
Ресурс
О красоте
все проекты
 

Как научиться разбираться в искусстве? И зачем? Личный опыт

Ya-z-va 17 июля 77

Ни слова про «саморазвитие» и про «каждый интеллигентный человек должен уметь отличать Мане от Моне». Никто никому ничего не должен. Но как быть, если понимать картины хочется, а ты не умеешь? Яна Зубцова — о том, как решить эту проблемку. Ну, или хотя бы попытаться.

Я убеждена: если бы в обычной средней школе на уроках ИЗО детей не заставляли рисовать яблоки и груши, а рассказывали, например, про сочетания цветов и то, как они работают, и почему, скажем, мастера Возрождения соединяли красный и синий в одном одеянии через зеленый, мир стал бы прекраснее. В самом буквальном смысле. То есть мы реже бы встречали на улицах людей, которые «красились в темноте» и «одевались, потому что холодно».

Да, некоторые на этих уроках бы зевали. Им и так было бы все интуитивно понятно. Эти «некоторые» прямо-таки рождаются с тонким эстетическим чутьем вместо серебряной ложки во рту. Но, с одной стороны, не все. А с другой стороны, на базовом уровне там все просто, как арифметика. И зайчика можно научить. А через 25 лет кто-то, тупя над новой палеткой с 25-ю оттенками и изнывая от тоски при мысли «опять краситься в нюд, а по-другому ведь страшно», вспомнил бы эти уроки. И было бы ему счастье.

Это я — о том, почему на нашем бьюти-ресурсе появляется такой текст. Но на самом деле нет. По большому счету, это бьюти-тема в моей жизни возникла только потому, что это про краски и красиво. А не наоборот.

Краткий экскурс в мое детство. Тяжелое)

В моем детстве считалось, что «девочка должна учиться музыке», и точка. Изо-кружки и прочее — факультативно. Но музыку я ненавидела, а старый рояль (еще с канделябрами) не сожгла только потому, что выяснила, что в его чреве замечательно можно хранить алкоголь и сигареты. А в кружок по рисованию в Дом пионеров бежала, как на праздник. Учил нас там Георгий Ефимович, фронтовик с переломанными конечностями (хромал страшно) и мозолисто-артритными художественными пальцами. Как мог, так и учил. Доводил до ума наши яблочные натюрморты с натуры, ставил кому-то руку, кому-то объяснял про перспективу. Но не все должны быть художниками. Я не хотела быть художником. Я хотела научиться понимать, хотя вряд ли тогда могла это сформулировать. Просто было интересно: почему этот ваш Рембрандт — гений? А Леонардо? А Рубенс, у него же все жирные? И вот эта дамочка в хрустящем холодном голубом, кажется, из Эрмитажа, почему над ней положено вздыхать?.. Георгий Ефимович этого не знал, а если и знал, то не знал, что это надо объяснять. Но все равно спасибо ему, он был отличным дядькой, удивительно, что спустя почти полвека я помню его имя и его пальцы, и аромат того класса, где смешивались запахи красок, папирос «Беломор-Канал» (курил Г.Е. нещадно) и влажного снега, стекающего с наших ботинок на старый паркет.

Еще у меня были марки. Собирать марки было модно, хотя и дорого, надо было гоняться за какой-то редкостью, для этого не завтракать неделю в школе, а потом купить, вставить в альбом и рассматривать.

Мои альбомы разделялись по темам — флора-фауна, рыбки-птички, наша великая советская Родина (куда без нее?). И был альбом с марками «по искусству». На них я залипала. Что можно рассмотреть на той самой «Даме в голубом» Гейнсборо в формате 2,5х1,5 см? Но я рассматривала. Может, просто хотела такое платье? Не исключено.

Мое знакомство с Ренуаром начиналось примерно так:) Но детская память все же феноменальная штука: я до сих пор помнила ее имя, этой розовой красотки. Жанна Самари же! На экзамене попалась, кстати:)

А, и еще у нас в классе был парень, чей отец был талантливым скульптором и — как все талантливые скульпторы — отчасти диссидентом. У парня водилась «запрещенка» — альбомы Дали (тогда казалось, это круто), Кирико, Миро, Мондриан и… а, Фрейд, конечно же. Читали, смотрели, цитировали к месту и нет, дело кончилось изданием в 10 классе собственного рукописного сюрреалистическо-дадаистического-ужасно-прекрасного журнала. И еще я любила Модильяни, потому что он писал Ахматову, а она — «сжала руки под темной вуалью, отчего я сегодня бледна?». Ахматову в школе хоть подпольно, но проходили, а этого несчастного гениального алкоголика, Модильяни, конечно, нет. Но все же его тогда занесло в мою юную голову попутным ветром.

Черт, это было классно, но вспоминаю я это только затем, чтобы вспомнить свое невежество, и неутоленную тоску, и неловкость — когда кто-то рядом жонглирует именами, терминами и веками, а ты прячешь глаза. Как будто у тебя типа дырка в колготочном носке.

Я бегала по Венецианской бьеннале и на выставки — Кабаков, Булатов, Ларионов, Шагал, Пиросмани, у одного все летают по небу, у другого пьют и едят. В целом, похоже, но одного судили за то, что гей, другого выгнали за то, что еврей, и каждый раз, выходя — «вау, класс», но почему вау, почему класс?! Опять тот же дырявый носок.

А Херст? Почему за его черепа платят бешеные деньги?!

А это классическое — про какого-нибудь Кандинского — «мой ребенок нарисует так же»? Мне так не казалось. Но аргументов, почему мой ребенок «так же» не нарисует, не было.

Можно было б, конечно, забить. В конце концов, из 100 человек, которые смотрят на потолок Микеланджело в Сикстинской капелле, хорошо, если 10 понимают, почему это на самом деле круто. А остальные просто стоят, задрав голову, и ахают. Ну и ты стой и ахай.

Но мне надо было этот колготок заштопать.

И я… наделала кучу ошибок

Я сделала первый шаг: заплатила что-то около 10 тысяч и пошла на летние курсы в РГГУ на «Современное искусство». Курсы были нормальные, а шаг в целом — глупый. Размышляла я следующим образом: типа все, что было до импрессионистов, мне более-менее понятно. Да Винчи, Дюрер, Ван Эйк, Ван Дейк, Караваджо, Гойя — ну что тут может быть непонятного-то? «Во-первых, это красиво». (С.) А вот когда начинается то, что не очень красиво — а все смотрят и платят — тут-то и интересно. И вообще, все эти -измы ХХ века — «сюрреализм», «дадаизм», «фовизм», «конструктивизм» — в них мне зачем-то непременно надо было въехать. Ну и импрессионисты, с которых традиционно начинается то, что принято считать contemporary art, всегда восхищали.

Я исправно каждую неделю ходила в РГГУ, записывала в тетрадочку термины, имена и даты, сохраняла на десктопе Пикассо и Татлина и думала, что вот-вот в моей голове что-то щелкнет, разляжется по полочкам, и все мне, дурашке, станет ясно.

Про ар-деко нам рассказывали на примере, в том числе, Шанель. Ну, тут у меня была твердая пятерка:)

Не стало примерно ничего. Хотя я запомнила очередность смены тех самых -измов и перестала, наконец, путать Мане с Моне. А также сформулировала, почему мне в целом интересно современное искусство. Потому что, в отличие от любого, более раннего направления, художники в XX веке перестали заботиться о том, чтобы зрителю, «все было понятно и красиво». На первый план вышла мысль и попытки ее выразить. А мысль — это же захватывающе. Куда захватывающее, чем в сотый раз смотреть на пейзаж или кувшин.

Но вопрос «почему вот это — круто?» не отпал. Носок чуть подлатали, но розовое невежество просвечивало.

Тогда — ошибка N2 — я задалась целью перечитать всю Паолу Волкову. Все ее «Мосты через бездну». Волкова прекрасна, умна, тонка, подмечает миллион деталей, недоступных глазу (моему — точно:), рассказывает о них — с любовью. Но читать ее сложно: это не литература, это расшифровка живого языка лекций, который сопротивляется бумаге. Если пытаться понимать искусство по Волковой, лучше смотреть — ее лекции выложены на канале TVKultura, и сейчас я получаю от них кайф. Но Волкова опирается на иллюзорное представление, что ее слушатели хотя бы наполовину столь же эрудированы, как она. И, например, говорит: «Глядя на любую картину Эль Греко, невозможно не понять, что это — Эль Греко». А мне хотелось рыдать: «Да возмо-о-ожно, Паола Дмитриевна, запросто! Я во-о-от не могу-у-у-у!». Мне было больно и обидно:) А для того, чтобы понять, что Эль Греко — это Эль Греко, надо было заметить сходство глаз его персонажей с глазами персонажей на Фаюмских портретах. А для этого — как минимум вспомнить, что такие портреты существовали. Не говоря уже о том, чтобы понять, почему на них были такие глаза. Недоступные мне ранее высоты:)

Ну и разные еще книжки я пыталась читать, конечно. Хорошие. С тем же неутешительным результатом.

Но потом — ура!

И тут я в очередной раз скажу спасибо судьбе за то, что у нас есть этот блог, и его читают прекрасные люди. Потому что именно после ваших советов, дорогие, я собрала себя в кучку и записалась на два курса «Введение в историю искусства» и «Современное искусство» на сайте «Открытое образование».

И закончила оба (на «отлично», хе-хе), сдав экзамены онлайн (очень забавное ощущение) и получив настоящие сертификаты. Но Бог с ними, с сертификатами: после того, как мне рассказали, как и с чего все начиналось (примерно с тех самых Фаюмских портретов начиналось, и даже чуточку раньше), как и куда развивалось, и почему каждый великий художник велик (если в двух словах — потому что делал то, что не делали до него) — мой пазл, наконец, сложился. В нем, конечно, еще полно зияющих дыр, но, в общем, это уже нечто цельное. Тот самый фундамент, на котором.

Лектор — Александра Старусева-Першеева, ВШЭ — вела прекрасно. И тронула меня еще тем, что наряды подбирала, созвучные эпохе. Что лишний раз доказывает справедливость моей бесценной мысли из первого абзаца:)

Времени это, понятно, заняло много. Перед экзаменами весь дом был обклеен распечатками сфинксов, пирамид, брейгелевскими крестьянами, танцующими на свадьбе, и теми же самыми черепами Херста.

Совриск читал Алексей Масляев, ВШЭ. Читал отлично. И — тссс! — по-моему, он страшный пижон и сноб. И это прекрасно:)

Экзамены потому что были серьезными, хотя право их сдавать стоило до смешного мало — 1 800 рублей. (Само обучение — бесплатно, но, я считаю, это неправильно. Правильно — когда ты платишь за знания и время, которое прекрасные лекторы тратили на запись этих лекций, ощутимую сумму. Иначе — влетит и вылетит, проверено многократно.)

Артем Дежурко читал архитектуру (она тоже входит в курс истории искусства). И смог даже меня увлечь, хотя где я, а где купола и балки?!:)

Скоро эти лекции начнутся снова, пока не поздно — записывайтесь.

И встал вопрос: ну ок, а что дальше?

Как оно обычно бывает по законам жизненной логики, ответ нашелся сам. Во-первых, на карантине прекрасная марка Bvlgari проводила прекрасные виртуальные экскурсии по Пушкинскому музею (мы вас туда даже приглашали, помните?).

И на все эти глиняные черепки и метателей дискоболов я смотрела уже другими глазами. С явными проблесками интеллекта:) Хотя экскурсоводы объясняли и показывали все так, что было понятно даже нашей кошке Лямбде, которая тоже за этим всем с интересом наблюдала. Bvlgari сделали очень классный проект, и я робко надеюсь, что он будет продолжаться. (Будет же? Ну пожа-а-а-алста!»)

А во-вторых, я попала на реально крутые он-лайн курсы «Как научиться понимать картины», которые из Рима ведет искусствовед Елена Гусева. Прослушала первый блок, где каждую субботу Лена рассказывала — нет, не о конкретной работе и не о конкретном художнике, хотя и имена, и названия, конечно, звучали. А именно об инструментах, которые помогают читать любые картины. Например, символика в Возрождении — и в XX веке. (Все эти рыбы, лимоны, часы и зеркала, да-да, от голландцев до Дали и обратно). И секретах реставрации. И почему Караваджо стал культовым, а кому-то повезло меньше:) И почему там мужчины в красных тюрбанах, у Яна нашего Ван Эйка? То есть и про моду тоже, да. Без придыхания, что мы тут «о высоком».

В чем отличие этих курсов от десятков других, которые стоят примерно столько же (5-8-10 тысяч рублей за 5-8-10 лекций?) В том, что, помимо собственно лекций, в Телеграме есть закрытый чатик, где у Елены можно спросить то, что недопонял, уточнить то, что пролетело мимо ушей, и попросить — «Подробностей, подробностей!» (Например, список классных фильмов по теме. Смотрю до сих пор.)

И вообще все это очень живо:

Да, нам высылали шпаргалки:)

Лена дает домашние задания и возится с каждым, кто его выполняет. (Тех, кто не выполняет — не выгоняют, если что:) Так мы разбирали картины по символам, описывали текстуры красок, и ковырялись еще в куче интереснейших мелочей. Которые не увидеть, если.

Сейчас начинается второй курс лекций с Леной Гусевой. Старт — 25 июля.

И это то, чего я жду с нетерпением и практически — повизгиванием (не считая снятия запретов на въезд в Грецию:) Это быстрее, чем учить все от пирамид до Бэнкси, и для реального понимания дает не меньше. Хотя все это не взаимоисключающе, конечно. Кому интересно — присоединяйтесь. (И пишите на почту yana.3@mail.ru, если что, выхлопочу промокод:) А пока можете посмотреть на Инстаграм Лены Гусевой, тоже затягивает.

Ну и зачем оно мне надо?

Кроме как — доштопать-таки носок и поддержать светский разговор?

Да черт его знает. Ну надоело, конечно, стоять в музее перед картиной и чувствовать себя слепым. Это само собой.

Но не только это. Вот, например, помните, фотограф Оля Павлова давала Маше Ботвининой совет, как встать перед камерой так, чтобы было «живенько», оперевшись на одну ногу? А, между прочим, этот прием был изобретен скульпторами в Древней Греции. Называется «хиазм». Как так могло получиться, что древние греки это знали, а мы с Машкой — нет, и стояли, как деревянные?:)

А вот «правило треугольника» для построения композиции в предметной съемке от другого нашего друга-фотографа-читателя Ирины Федяевой? Тоже опробовано древними. А мы тут головы ломаем, как банки сфоткать.

Ну и — не бояться красок, в конце концов. Тех же палеток со 150 оттенками голубого. У Гейнсборо их было еще больше. Но смог же он сделать шедевр, от которого взгляд не отвести? Хотя, если честно, это самый мизерный плюс из всех возможных, перечисленных тут и не.

А вот то, что чему-то учиться — лучшая анти-эйдж методика, это уже без дураков. Я тут пишу время от времени, что кремики какие-то сделали мой цвет лица лучше и избавили от морщин, угу. Ну, может, и они причастны. Но, по-моему — искусство:)


Еще немного сайтов для интересующихся культуркой и сочувствующих.


А теперь вопрос знатокам — я уверена, вы тут есть. Что еще читать-смотреть-слушать? Мне очень надо.

Подпишитесь
на нашу рассылку
и участвуйте
в ежемесячном розыгрыше
бьюти-средств
36 голос., в среднем 4,58 из 5
Загрузка...
77
77
Подписка на еженедельную рассылку
Читайте также
Спецпроект
Комментарии
77
Комментировать
Pauline
17 июля, 2020 at 14:50
“ В моем детстве считалось, что «девочка должна учиться музыке», и точка” - Яна, сестра! Меня запихнули на флейту (но я не ходила))
Для совсем начинающих есть чудесная книжка «Главное в истории искусств», после нее как-то увереннее пускаешься в плавание) Ну и вообще, на озоне какая-то отличная подборка книжек про вот это вот все.

Теперь про немного другое искусство. Хвастаюсь: купила себе «Coco Chanel. Une icône» в том-самом-книжном, где когда-то был первый бутик мадемуазель в Биаррице :) А еще круто смотреть ролики на канале pathé для тех, кто любит историю рекламы)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Татьяна (-> Pauline)
17 июля, 2020 at 22:53
В моём детстве девочка должна была ходить либо на танцы, либо в художественную школу - и я выбрала художку, проучилась 8 лет, в художниках, картинах и тд разбираюсь, а вот с музыкой факап)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Pauline)
19 июля, 2020 at 23:13
Я даже не могу сформулировать, почему половина книжек просвистело у меня мимо ушей, хотя я их читала с искренним интересом. А запомнились какие-то необязательные, вроде воспоминаний Пегги Гугенхайм, где половина отводится тому, с кем и как она трахалась)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Pauline (-> Ya-z-va)
21 июля, 2020 at 16:44
так то самый сок в истории искусства)) были бы у нас Cuir Russe и кокошники 2009 года, не трахайся мадемуазель с русским князем?)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Джин
17 июля, 2020 at 14:55
Есть оч крутой юморной канал тожемнеарт @tojemne
Автор рассказывает о художниках, картинах, с экскурсами в историю и поясняет почему так вышло))
Рекомендую
ответить
Заполните все поля
Отправить
Maria (-> Джин)
18 июля, 2020 at 09:57
подписалась))люблю такое)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Наталья
17 июля, 2020 at 15:02
Моя знакомая, по роду занятий арт-консультант, очень хвалит обучение в студии Любови Поповой (popova-art.ru). Честно - сама не училась, не мое, но знакомой верю. Она в этой области развития личности плохого не посоветует.)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Галина
17 июля, 2020 at 15:14
Яна, я подсела на курсы от level one - там много всего, но по искусству люблю лекции Олега Грознова - слушала про Дали и Босха.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Галина)
18 июля, 2020 at 20:42
Да, знаю их)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Катя
17 июля, 2020 at 15:53
Софья Багдасарова же. Во всех ипостасях
ответить
Заполните все поля
Отправить
Яна З (-> Катя)
17 июля, 2020 at 18:19
"Омерзительное искусство" потрясающее. Причем именно в блоге - в книге, как мне кажется, редакторы иногда не туда редачили.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Катя)
18 июля, 2020 at 13:21
Я ее читала на стадии увлечения ЖЖ (примерно вместе с Белоникой))) И тут та же фигня) Пишет отлично, знания и способность оперировать ими - офигенные. Но если базиса нет (у меня не было:), половина падает в никуда. Почему-то помню ее разбор Ван Гога и откуда растут ноги у его ирисов. И она там показывает, как он копировал японские гравюры. И тогда я вообще этого не мог понять, где Ван Гог и где японцы, и как художник мог это копировать? Надо было, чтобы мне показали на 10 примерах, как импрессионисты и постимпрессионисты увлекались Японией (примерно как чуть позже все стали увлекаться Африкой, привет, Пикассо). Что они вообще все эти японские гравюры передирали так или иначе, композиционно - Дега, диагональ, вот это все - чтобы до меня это дошло.
То есть много талантливых людей (искусствоведов) пишут о культурке как о серии анекдотов. Это имеет право быть, но полностью вы эти анекдоты поймете и запомните, если уже есть какая-то твердая почва.
Это не проблема Багдасаровой, опять-таки. Это моя была проблема, личная)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Наталья
17 июля, 2020 at 15:56
Добрый день! Мне тема очень близка и интересна и многие из перечисленных я тоже слушала. Сейчас слушаю в РГГУ курс Бориса Клюшникова по современному искусству - это взрыв мозга, очень интересно, но это уже или для продвинутых, или для тех, кто готов быть open-minded. У Бориса есть лекции на toutube, можно понять, что его интересует и о чем он говорит на лекциях. Еще есть некоторые фирмы, которые организуют частные мероприятия, в т.ч. и онлайн. Если интересно, а ЛС напишу название той, где я много всего слушаю, они замечательные
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Наталья)
18 июля, 2020 at 13:22
Напишите, пож-ста, на почту? В посте есть она) Спасибо)
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether
17 июля, 2020 at 16:11
Мерси за огромное количество рекомендаций! Только с музыкой-то как-то невежливо)) В ней же тоже можно разобраться и научиться слушать правильно. Офигеннейшие ощущения, правда!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Джин (-> aether)
17 июля, 2020 at 18:06
Я с детства слушала на радио России передачи (подкасты хехе)
Эти передачи дали мне больше, чем пять лет музыкалку, а а музыкалке моим любимым была история музыки
Многие из них идут до сих пор, с удовольствием слушаю, когда у родителей попадаю на них
Восьмая нота и Высокое напряжение о роке, Джазовое настроение, Контрданс, Музыкальная Европа, Музыкальный нач литература, Мюзик-холл, наилюбимейшие - Отзвуки театратеатра и Саундтрек, Театриу микрофона и Экзотика
Во
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether (-> Джин)
17 июля, 2020 at 22:23
мне курс "музлитературы" в музыкалке тоже как-то совсем не зашел, немного поправили дело педагог по специальности и оркестр. но самым кайфом, да, было радио, которое я слушала ночами, когда меня на лето отправляли к бабушке в крошечный очень индустриальный сибирский город... развлечений там не было в принципе, привезенной с собой музыки хватало примерно на две недели, весь дом засыпал в 22:00, можно было засесть на подоконник шириной в две мои костлявые подростковые жо, а в хорошие вечера и прокрасться на балкон покурить, минут десять крутить настройки, так чтобы не сильно шипело и потом слушать полночи музыкальные передачи, которые шли просто одна за другой))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> aether)
18 июля, 2020 at 13:31
Ну музыке от того, что я ее не понимаю, не горячо и не холодно)) Где я, где Чайковский, а где Шнитке?))) Так что с моей точки зрения, это не моя невежливость, а моя дремучесть. Просто при прочих равных, не зная в 8 лет примерно ничего ни о том, ни о другом, картины меня завораживали, а звуки - нет.
Я и сейчас плохо воспринимаю информацию с голоса, мне надо либо увидеть, либо записать ручкой). И люблю, в основном, попсу - типа Моцарта и Шопена, а вообще - Генсбура, Эдит Пиаф, Азнавура и проч французский шансон.
Я понимаю, что это огромный мир, и что чтобы что-то понять, надо научиться разбираться (в искусстве та же фигня). И уж точно не фрондирую - на хрена мне музыка, подайте живопись))) Но, наверное, даже изначальный импульс - "хочу разобраться" - он не на пустом месте возникает. К чему-то душа больше лежит, вот и все. Утешаю себя тем, что разбираться во всем - просто невозможно, и Губайдуллина, зато, ни черта не понимала в шиммерах))))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Анаис (-> Джин)
21 июля, 2020 at 18:59
А какие сайты/каналы порекомендуете? Мне вот наоборот, живопись не так близка, а о музыке интересно...
ответить
Заполните все поля
Отправить
D
17 июля, 2020 at 16:30
Яна, спасибо за вашу историю,
Мне кажется, многие люди боятся любить живопись, боятся понять ее "неправильно" или не понять совсем, и случайно опростоволоситься перед знакомым ценителем (часто снобом). А вот чтобы все понять, нужно несколько раз перечитать статью на Вики и запомнить все даты)).
На самом деле, я думаю, что всякие искусствоведческие штуки знать полезно и круто, но совсем необязательно. Нужно идти в музей и быть готовым воспринимать искусство, искать в себе отклик. Но учитывая огромные потоки информации, людей, забот и отсутствие времени, это совсем непросто сделать.
Очень рекомендую послушать лекции Александра Таирова, он рассказывает про отдельного художника, но в историческом контексте и с огромным количеством интересных деталей.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> D)
18 июля, 2020 at 13:42
Конечно, многие боятся любить и чего-то не понять совсем, это нормально. И, конечно, ходить по музеям и смотреть. И поиски откликов в собственной душе требуют времени и, главное, отсутствия внутреннего шума, что уж совсем не просто.
Я просто ловила себя на том, что даже когда смотришь на картину и чувствуешь вибрации, ты... как бы это сказать? - чувствуешь только их малую толику. Потому что просто не знаешь, откуда ловить остальную. И уж Вики и даты тут точно не помогут)))
Про Таирова - не слушала его, спасибо за совет. Кстати, вот этот самый исторический контент. Его тоже всегда надо иметь фоном в голове, потому что невозможно понять, о чем, собственно, речь, если не помнить, что 1914 - это первая мировая, а 1922 - весь этот джаз и Нэп) Но эти знания имеют обыкновение рассеиваться в тумане, и чем дальше в глубь истории, тем туманнее. И чо там было с савонароллой - кто щас разберет)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Nadezhda
17 июля, 2020 at 16:35
Все когда-то началось с лекции Оксаны Санжаровой о Рафаэле на Ю-тубе. Теперь другие лекторы не всегда увлекают. Очень уж она хороша
ответить
Заполните все поля
Отправить
Наталья (-> Nadezhda)
17 июля, 2020 at 19:54
Поддерживаю! Лекции Оксаны Санжаровой отличные!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Nadezhda)
18 июля, 2020 at 13:43
Послушаю, не знала о такой)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ирина
17 июля, 2020 at 16:41
С апреля жду старта курса Введение в историю искусства) недавно вывесили расписание, сразу записалась. Теперь жду начала 31 августа. В этом году я ждун)) Хотя Мане и Моне отличаю очень давно, у меня подруга в школе писала курсовую по стогам второго, я тогда наслушалась) а другая по Шагалу. Но хочется глубже как-то, не просто поддержать разговор, надёргав по верхам названий и фамилий.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Ирина)
18 июля, 2020 at 13:45
Завидую вам - кайфанете) Совет от бывалого школяра: лекции очень плотные по подаче информации, я пыталась за один день перед контрольным тестом послушать все сразу (обычно 5-7 в теме, одна тема - одна неделя). Не делайте так, лучше реже и по немного, а потом еще самому покопаться по доп.источникам, тогда прочнее осядет в голове)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ирина (-> Ya-z-va)
20 июля, 2020 at 13:15
О, спасибо, учту!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Anny
17 июля, 2020 at 17:43
Очень люблю живопись, конкретно импрессионистов. Моне, Ван Гог, Ренуар, Сезан. По манере класть мазки и цветовым сочетаниям могу отличить одного от другого. Ругалярно посещаю Эрмитаж, Русский музей или просто выставки. В Париже ободаю музей Орсе. Во всех городах, где была, обязательный забег по музеям. Мечтаю попасть в Нью Йорк и увидеть любимую картину Звездная ночь.
Но абсолютно не разбираюсь в искусстве))) Не знаю дат, течений, историй. Почему-то не интересно. Любая попытка приобщиться к академическим знаниям на эту тему, вызывает острое отторжение.
Такое ощущение, что пропадает магия упоения живописью.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Anny)
18 июля, 2020 at 13:48
Можно и так - рецептов же нет единых) А может, вам пока просто не повезло с источником академических знаний, такое тоже бывает) Я сама не фанат цифр и дат, а статьи из Вики для меня вообще бесполезны, я забываю прочитанное раньше, чем закрою страницу
ответить
Заполните все поля
Отправить
Дарья
17 июля, 2020 at 17:56
Так случилось, что я искусствовед по роду профессиональной деятельности) Один из лучших трудов- Эрнст Гомбрих "История искусства". Кроме прекрасного слога, крайнее наслаждение вызывает тонко подобранное визуальное сопровождение. Историю архитектуры замечательно излагает В.Г. Лисовский в книге "Искусство строить". Осилив 300 страниц, чувствуешь себя почти на "ты" с городским пространством)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Xenia (-> Дарья)
17 июля, 2020 at 20:36
Гомбрихом зачитывалась еще на первом курсе архитектурного университета, где его книга была основной по предмету "История искусства". Спасибо, что напомнили, надо раскопать и обязательно повторить
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Дарья)
18 июля, 2020 at 13:51
Завидую вам) Надо было мне искусствоведческий заканчивать, учитывая, что на журфаке вообще ничему академическому не учат:) Гомбриха знаю, конечно, да. А вот Лисовского надо где-то нарыть))) Спасибо!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена Мих
17 июля, 2020 at 17:59
У меня очень похожий путь. Начала с Паолы Волковой и хорошо, что на этом не закончила. Курсы от openedu - это был прорыв в понимании. Особенно помогли их тесты

А теперь у меня next level - я нашла девочку-студентку по искусствоведению и беру у нее индивидуальные уроки. Лекции каждую неделю, домашки, тесты, пишу эссе. Начали с греческой и римской мифологии, как отличать богов Олимпа, кто все эти мифические твари на картинах, основные сюжеты. Сейчас вот пишу про отличительные особенности муз и нимф
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Елена Мих)
18 июля, 2020 at 13:52
Хорошая какая идея с индивидуальными уроками) Вообще без домашек, эссе и экзаменов все из головы вылетает, конечно. Слишком в ней (голове) до фига всего)
ответить
Заполните все поля
Отправить
SunnyM
17 июля, 2020 at 18:59
О, как я наслаждалась этой статьей!! Буквально вгрызлась в нее, потому что 1. Яна и потому что 2. сама была/нахожусь в такой ситуации. И тоже именно у вас зимой обнаружила рекомендации курса Современное искусство в Высшей школе экономики, записалась, прошла и в полнейшем от него восторге. Стал более понятен Хёрст и другие современные художники, и было приятно, придя в наш местный художественный музей Kumu (Таллинн), с пониманием того, что хотел сказать художник, смотреть на новые экспозиции и наслаждаться увиденным.
И вот теперь вопрос: если в принципе интересно именно современное искусство, то, получается, без курса той же ВШЭ Введение в историю искусства не обойтись? Раз все ноги растут оттуда.
Мне кажется, такие курсы ну чуть ли не обязательны для тех, кто интересуется красотой, модой, в общем, для всех. Невозможно представить некрасивый, несовременный интерьер дома у того, кто любит современных художников.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> SunnyM)
18 июля, 2020 at 13:55
О, значит, мы с вами вместе учились?))) Я не знаю, можно ли обойтись без фундаменталки, это ж вопрос "зачем?", а так-то это все не хлеб, без которого реально нельзя, в принципе - без всего можно. Другое дело, что если интересно самому до дрожи в коленках, то - этот моток можно разматывать бесконечно. Собственно, сколько лет человечеству - столько и разматывать. И, в отличие от кремиков и помадок, не надоедает)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ин
17 июля, 2020 at 19:37
У "Открытого образования" есть еще два потрясающих курса - Визуальная культура и История дизайна.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Ин)
18 июля, 2020 at 13:56
Записалась уже на историю дизайна) А визуальная культура - тоже вышка? Чем отличается - если в двух словах - от историй искусств?)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ин (-> Ya-z-va)
19 июля, 2020 at 17:17
Да, тоже вышка, прекрасный лектор. Но это субъективно, конечно, мне вот Масляев совсем не понравился, все время было ощущение что он первый раз видит слайды с которых считывает лекцию. Визуальная культура это про то, как от созерцания себя в витринах первых пассажей, через балаганные развлечения, человек пришел к фото и видео и как это изменило мир. Я вот именно после этого курса наконец поняла, почему так изменилось изобразительное искусство в начале 20 века.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Ин)
19 июля, 2020 at 18:03
Спасибо) Как круто, что много всего впереди интересного!:)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена
17 июля, 2020 at 20:32
Яна, спасибо за этот пост. Он великолепный!
"Введение в историю искусства" проходила и была очень довольна. Те части, где вела Александра, смотрела, как под гипнозом.)

Пишите еще о прекрасном .
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Елена)
18 июля, 2020 at 13:57
Ну, часто не обещаю, это надо быть той же Старусевой - "Здравствуйте, коллеги!"))) Но приятно, что вам понравился текст, конечно же)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Юля
17 июля, 2020 at 21:05
Люблю сайт БИ за то, в числе прочего, что каждый блоггер индивидуален и статьи употребляешь по-разному. Ваши, Яна, тексты нужно смаковать буквально по букве и непременно с бокалом вальполичеллы + сигареткой (хотя я не курю). Статьи Лены, особенно напичканные продуманной пользой (типа мейка для глаз в стиле Мотиновой) сразу сохраняю в трелло и юзаю как шпаргалки. А тексты Оли самые уютные и теплые, для чая с плюшками. Люблю вас ❤️
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Юля)
18 июля, 2020 at 13:58
Просто - спасибо за любовь!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Анна
17 июля, 2020 at 21:37
Рекомендую для расширения взгляда на искусство Алексея Шадрина.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Анна)
18 июля, 2020 at 13:59
спасибо, а это где искать? Книжки? Ютюб? Подкасты? Простите за серость)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Александра (-> Ya-z-va)
19 июля, 2020 at 20:32
много плюсую к Шадрину. у него есть курсы на profileschool и предзаписанные лекции на их же сервисе Liveclasses. там всегда идет какая-нибудь бесплатная трансляция, так что можно послушать, прежде, чем скупать вообще все его лекции
ответить
Заполните все поля
Отправить
Марика
17 июля, 2020 at 21:56
Яна, спасибо за прекрасную статью. Много хочется сказать, но туплю(
Важна "насмотренность", и веще более важна готовность "откликнуться". Почувствовать настроение, атмосферу и Бог знает что еще. И это счастье. Это делает мир бесконечно интересным.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Марика)
18 июля, 2020 at 13:59
Вот кстати вы точно сформулировли - "это делает мир бесконечно интересным")
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена
17 июля, 2020 at 22:07
Прекрасная книга Козлова «покушение на искусство». Думаю сложно будет найти, но она того стоит! Ну и вышеуказанный Гомбрих конечно.
Еще классная книга именно по современному искусству это Уилл Гомперц «Непонятное искусство»( завидую тем кому это еще предстоит прочитать)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Елена)
18 июля, 2020 at 14:01
Гомперц - у меня к нему вопросы) Он слишком беллетристикой увлекается, имхо. Описывает несуществующие диалоги и сценки между художниками, как будто пишет сценарий. Такой немного "Караван Историй" получается, не? Хотя в свое время заинтересовал, конечно. А Козлова поищу, спасибо!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена (-> Ya-z-va)
18 июля, 2020 at 21:42
Я думаю каждый автор сейчас добавляет немного беллетристики на тему искусства, чтобы создать хит продаж, иначе никак, сотни книг итак скрупулезно написаны по истории искусств. Переписывать их бессмысленно. Мне он в свое время зашел именно своей легкостью написания. Так сказать, чтобы необременительно вспомнить пройденные азы. Но я после него читала распиаренную "Влюбиться в искусство" Анастасии Постригай- так вот там практически дословный пересказ Гомперца((( я даже дочитывать не стала...
Еще вспомнился двухтомник о жизни Ван Гога Стивена Найфри.. боже как я плакала в моменты чтения.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Елена)
19 июля, 2020 at 18:05
Я потихоньку читаю письма Ван Гога брату) А так-то да, я с вами согласна. Просто, поскольку сама ваяла какие-то тексты для Каравана Историй на заре, не выношу, когда персонажам типа Хэмингуэя или, не знаю, Джека Лондона, приписываются диалоги и фразы, которых они никогда не произносили. "Для живости")))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена (-> Ya-z-va)
20 июля, 2020 at 10:34
Я по этой же причине не читаю Жажду жизни))))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Катерина
17 июля, 2020 at 22:12
Яна, Вы гений, спасибо за статью!
Я очень люблю лекции и программы, объясняющие музыку. Казиник «спор мелодий» на YouTube, Leonard Bernstein „Young people concerts” там же. Может кто-нибудь из Ваших читателей может подсказать ещё подобные ресурсы?
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether (-> Катерина)
17 июля, 2020 at 22:30
Аккуратно советую, если вдруг не читали, книгу Стивена Фрая "Неполная, но окончательная история классической музыки". Там тонны очень грамотной любви к музыке плюс фирменная фраевская ирония – ну если она в принципе нравится конечно))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> aether)
18 июля, 2020 at 14:03
ахахах) При всем своем равнодушии к музыке эту книжку проглотила именно из-за любви к Фраю)
ответить
Заполните все поля
Отправить
chiaia
17 июля, 2020 at 23:49
Яна, статья, комментарии..! <3
Многое из перечисленного тоже бы посоветовала, но почерпнула для себя и что-то новое.
Мне нравятся ещё лекции Полины Павлович (@polikpavlovich) - Полина ловко перебрасывает мостики через бездну (зачеркнуто) века и виды искусства, у неё всегда такой интересный взгляд на предмет лекции, а ещё огромная любовь к искусству, которой невозможно не заразиться.
А ещё отдельно соглашусь с пассажем про школу. Ибо у нас такие уроки были. И походы в музеи, и живая музыка на уроках, и картины на слайдах, проецируемых на стену... на этих уроках даже самые усидчивые болтали и обменивались записками, но оно все равно проникало потихоньку в голову, а оттуда выпадало в душу.
Два знаковых для меня события юности в этом плане: это книга Роберта Камминга «Живопись» и Гауди в Барселоне двадцать лет назад... Была бы посмелее, точно бы поступала на «Историю искусств».
ответить
Заполните все поля
Отправить
chiaia (-> chiaia)
18 июля, 2020 at 08:14
Вспомнила ещё, что буквально в ближайший понедельник стартует «Открытие музеев» в онлайн-кинотеатре Окко. Обещают путешествия по известным музеям, по понедельникам контент бесплатен. Не знаю, насколько хорош, да и сейчас много подобного, но вдруг?
ответить
Заполните все поля
Отправить
SunnyM (-> chiaia)
18 июля, 2020 at 09:29
Спасибо!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> chiaia)
18 июля, 2020 at 14:01
Варя, спасибо! Люблю)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Танзила
18 июля, 2020 at 00:32
На канале Культура много лет назад показывали прекрасный цикл "Воображаемый музей Михаила Шемякина", они называют его визуальным курсом лекций. И там, действительно, не просто говорящая голова, а бесконежное множество примеров. И вообще, технически и эстетически отлично сделанный фильм. Ни на секунду не скучный.
Можно смотреть онлайн на Культуре https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20869
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Танзила)
18 июля, 2020 at 14:02
О! Супер, спасибо, что напомнили) Я тогда смотрела, но так как, см выше, ни черта не понимала, то надо пересмотреть онлайн)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Асем
18 июля, 2020 at 12:47
Я еще очень люблю подкаст "Искусство для пацанчиков" Анастасии Четвериковой. Столько интересного узнала)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Асем)
18 июля, 2020 at 14:03
Спасибо, тоже полюбопытствую)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена
19 июля, 2020 at 15:20
"Введение" от вшэ прослушала, очень понравилось. На остальное подписана, но что-то письма приходят странные, что записаться можно уже, а где эта заветная кнопка-не нахожу.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Елена)
19 июля, 2020 at 15:39
у меня такое с историей дизайна было. Потом появилась опция "записаться на курс". Попробуйте несколько раз)
ответить
Заполните все поля
Отправить
AnilineToxic
19 июля, 2020 at 23:12
Очень увлекательная и полезная статья! И отдельно спасибо за упоминание меня :) приятно! :)

Ещё от себя добавлю - если хотите бесплатно и ненапряжно - то есть хорошие курсы на Курсере coursera.org. Там лекции, задания и даже обратная связь от «жюри». Лучше всего начать с истории искусства - там хронология и ключевые фигуры, и как это было связано с обществом и событиями того периода. Очень хорошо видно, что ничего не берётся ниоткуда, и что все эти течения, картины и художники — продукт и ответ своего времени.

Потом хорошо посмотреть там же курс Современное искусство и потом Современная фотография. И сразу станет ясно, почему Рембрандт не будет популярен в 21 веке, и как условные «голуби в грязи» и «экскременты художника» попадают в музеи. И почему вообще современное искусство — это все же искусство, а не «мой ребёнок лучше нарисует».

Из российских могу посоветовать любые лекции Елены Суховеевой, она искусствовед и куратор, мне кажется, она рассказывает бесценный материал и не скучно :)

Я ещё обожаю все подряд читать / смотреть про современную фотографию (хотя снимать я ее не планирую), очень интересно понимать, по каким принципам формируются выставки в галереях (спойлер: по очень отдаленно связанным с собственно фотографией).
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> AnilineToxic)
19 июля, 2020 at 23:16
Ира, спасибо) Фотографию - что современную, что глянцевую, что историческую - я всегда обожала. И так интересно смотреть и понимать, что самые крутые фотографы так или иначе цитируют античность и/или какие-то выдающиеся работы художников, какого-то лохматого века) Это все объясняет, почему они вставляют, и почему они круты)
ответить
Заполните все поля
Отправить
AnilineToxic (-> Ya-z-va)
20 июля, 2020 at 19:36
Это да! Все цитируют всех! ) И еще важно как, когда и в каком контексте. Со времен той же античности человечество не сильно изменилось (по всей видимости). Зато методы всегда новые :)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ольга
20 июля, 2020 at 12:05
Прям свой путь прочитала – через талмуды об искусстве к курсам на Открытом образовании (через Oppopart ещё) к Елене)) Правда, к курсу Елены ещё примеряюсь, так как слегка потеряла надежду осилить понимание всех этих тонких вибраций. Ещё моя мечта – съездить с Еленой в арт-тур)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Ольга)
20 июля, 2020 at 21:51
У Лены тонкие вибрации?)) По-моему, она оч жизненно говорит, без вибраций) Не? Вам так не каж?
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ольга (-> Ya-z-va)
21 июля, 2020 at 17:47
Елена прекрасна, никаких сомнений) Я скорее веру в то, что я могу у себя в голове все это разложить, потеряла)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Юлия
20 июля, 2020 at 12:59
Огромное спасибо за поднятую тему! Добавлю-ка я эту статью в закладки и буду планомерно прочитывать/просматривать советуемое :) тоже с удовольствием смотрела "Введение в историю исскуства", и если вам понравился архитектурный раздел, советую прочесть Сергея Кавтарадзе "Анатомия архитектуры" - помимо увлекательного и ненапряжного чтения как-то вдруг начинаешь видеть и понимать больше, а не просто любоваться "домиками". А какой там список доп. литературы, мммм
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Юлия)
20 июля, 2020 at 21:52
А вот и спасибо вам)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Настика
24 июля, 2020 at 09:04
В музеях всегда больше люблю смотреть интерьеры. Портреты не увлекали. Люблю моренистов. Статья заставила взглянуть с другой стороны на искусство и даже заинтересовать. Потому что именно ни черта не понимаю, когда смотрю на картины и от этого пусто. Жажда развития и познание нового двигает вперёд. А например Яны показывает,что учиться новому для себя никогда не поздно. И скучно жить не будет. То у многих жизнь на пенсии заканчивпется и стоп: куда мне, возраст.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Мария
24 июля, 2020 at 15:01
"Розы Гелиогабала"! Моя любимая картина. Видела вживую вплотную без стекла - это просто что-то с чем-то. Кажется, что люди на переднем плане сейчас выйдут с картины. Пришлось заказать себе копию, повесила, а потом у современника Тадемы прочитала, что "у каждой уважающей себя куртизанки висит в спальне какая-нибудь пошлая картина Тадемы" )))) Ну ок)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Заполните все поля
Отправить
Новые комментарии приходят по электронной почте.
Архив