Независимый
Ресурс
О красоте

«Парфюм до сих пор является дорогим аксессуаром» – Кристоф Бомбана про цены на духи

Лена Коренькова
Лена Коренькова 6 октября 2025 4
«Парфюм до сих пор является дорогим аксессуаром» – Кристоф Бомбана про цены на духи

Основатель парфюмерного бренда 100Bon Кристоф Бомбана и Лена Коренькова обсудили заоблачную стоимость духов, пресловутый «запах женщины» и ароматы от искусственного интеллекта.

Всё планировалось иначе. Я должна была позвонить Кристофу по Zoom, задать 5 коротких вопросов – и получить такие же конкретные блиц-ответы. Но вскоре после старта стало ясно: коротко не получится. Кристоф приводил факты и рассказывал истории, а мне не хотелось его прерывать. Я готова была слушать его голос — плавный невозмутимый тембр — как сказку на ночь. Так что пусть вас не удивляет некоторая несвязность моих вопросов. Зато его ответы – предельно откровенные и без купюр.

Кристоф Бомбана создал парфюмерную марку 100Bon в 2017 году

– Помните, каким ароматом пользовалась ваша мама? Как он назывался?

– Мама любила Nina Ricci L’Air du Temps («Дух времени»). Это старые духи, которые вышли после Второй мировой и были символом любви, мира, свободы. (Кстати говоря, того, чего не хватает и в настоящие дни.) Насколько я помню, в этом аромате присутствуют цветочные и пряные ноты. Гвоздика (цветок) – как символ мира и любви. Гвоздика (пряность) – как дух свободы. Теми же словами «мир», «любовь» и «свобода» можно описать ценности моей мамы. Для меня L’Air du Temps – воплощение утонченности и элегантности вне времени.

– Это то, как вы воспринимаете его сейчас. А помните, какие эмоции он вызывал у вас тогда, в детстве? Например, запах маминых Poême Lancôme казался мне горьким, я не понимала, что маме нравится в этих духах.

– До того, как ответить на ваш вопрос, сделаю небольшое отступление. Любой парфюм вызывает эмоцию, а эта эмоция основана на воспоминаниях. Во французском есть термин «l’effet Madeleine de Proust». Марсель Пруст – известный французский писатель. В романе «По направлению к Свану» он описывает, как запах печенья «мадлен», знакомый ему с детства, вызывает целый поток воспоминаний, связанных с родительским домом.

Нет духов, которые бы мне нравились или не нравились. В моём сознании любой аромат связан с определённым человеком или воспоминанием. А личность человека раскрывается, в том числе, через аромат, который он носит.

Что касается духов моей мамы, я хорошо помню эмоции, которые они у меня вызывали. Момент, когда она наносила на запястья L’Air du Temps, означал следующее: мама готовится куда-то пойти. Может, в театр или кино. Поэтому я испытывал две разные эмоции одновременно. С одной стороны, мне нравился L’Air du Temps, я считал его красивым ароматом, и свою маму считал очень красивой, то есть мне нравилась торжественность момента. А с другой стороны, мне было грустно, потому что она уходила, а я оставался дома.

Вообще, мне нравится думать, что каждый парфюм несет в себе противоречие, внутреннее напряжение. Аромат часто вызывает полярные, контрастные эмоции.

– И всё-таки, что привело вас к созданию парфюмерного бренда?

– Не знаю, какую роль сыграл в этом мамин парфюм. Но то, что однозначно на меня повлияло – ароматы под названием Eau Jeune, это демократичная марка парфюмерии, которая одно время была очень популярна во Франции. Ароматы Eau Jeune продавались буквально всюду, и это были хорошие красивые ароматы. Над некоторыми из них работали Жан-Клод Эллена, Доминик Ропьон, Пьер Бурдон — величайшие парфюмеры современности.

При этом ароматы Eau Jeune были доступны каждому. И эта идея доступности легла в основу 100Bon.

Что такое 100Bon?

Дорогое качественное сырье. Прекрасные талантливые парфюмеры. Демократичная цена.

С экономической точки зрения – по себестоимости ингредиентов и уровню привлекаемых парфюмеров – 100Bon соответствует нишевым брендам, а зачастую превосходит их. По хорошему, ароматы 100Bon могли бы стоить в районе €200 за флакон объемом 100 мл или €100-150 евро за флакон 50 мл. Но 100Bon — про другое. Я называю его концепцию – анти-снобизм.

Мы работаем над тем, чтобы 100Bon становился ещё более доступным. Планируем запуск ароматов объемом 30 мл, которые будут стоить до €30 (примерно до 3000 рублей. – Прим. ред.). Сложная задача с точки зрения бизнес-модели. Но это отражает философию и стратегию бренда: делать по-настоящему хорошую парфюмерию доступной максимально широкой аудитории.

Парфюмеры Селин и Жан-Клод Эллена создали для 100Bon ароматы Ambre & Tonka, Vetiver & Iris, Musc & Jasmin

Зачем, по вашему, люди пользуются духами?

– Если мы обратимся к истории, парфюм долгое время был предметом роскоши и средством маскировки запахов. В XVIII веке дама подносила к носу ароматизированные перчатки, чтобы заглушить смрад парижских улиц.

В XX веке Габриэль Шанель, Эльза Скиапарелли, Жанна Ланвен и другие кутюрье сделали из духов модный аксессуар. Аромат как наиболее доступный товар модного дома стал входной дверью в мир люкса.

Следующий переломный момент связан с появлением крупных универмагов, таких как Galeries Lafayette в Париже или Selfridges в Лондоне. Они предлагали огромный ассортимент и сделали модные товары доступными для растущего среднего класса. Бренды, которые начинали с ухода за кожей и макияжа, быстро осознали стратегическую важность парфюмерии. Lancôme, Elizabeth Arden, Helena Rubinstein расширили свой портфель ароматами. Духи больше не были элитарным товаром для аристократии, они превратились в массовый бьюти-продукт. А сам по себе жест нанесения парфюма, – так же, как расчесывание волос и использование помады, – стал частью утреннего и вечернего туалета.

Сейчас мы идём ещё дальше. Если в XX веке человек был верен одному аромату долгие годы или даже всю жизнь, то теперь люди хотят иметь много духов (много пар кроссовок, много сумок) – для разных ситуаций и настроения.

Несмотря на это, по статистике только 1 из 3 французов пользуется духами. «Почему только один из трёх?», – спросите вы. Из-за цены. Духи до сих пор остаются дорогим аксессуаром.

В отличие от других сегментов бьюти-рынка, демократизация парфюмерии ещё не произошла. Масс-маркет предлагает качественные средства для макияжа по низкой цене. Аналогично с уходом: такие марки как Vichy и La Roche-Posay выпускают доступную космецевтику.

А в парфюмерии? Есть огромное количество красивых ароматов, которые дорого стоят. И есть такие, мягко сказать, невыразительные ароматы, которые стоят дешево. Собственно, поэтому доступность и качество заложены в ДНК 100Bon.


– Как вы выбираете, каким ароматом сегодня надушиться? Вот, допустим, этим утром вам грустно. Возьмёте что-то созвучное (минорные ирисы) или на контрасте (цитрусы, которые улучшат настроение)?

– Поскольку я работаю с ароматами, я всегда тестирую на себе какие-то рабочие версии. Но если бы я наносил аромат, как обычный человек, это был бы импульсивный поступок.

Понимаете, слово «выбор» подразумевает для меня интеллектуальную составляющую. Нужно что-то продумать и взвесить. А выбор аромата –это эмоция. Это что-то анти-интеллектуальное. Вообще, любое искусство обращается к чувствам. Хотя есть мнение, что искусство – это увлечение интеллектуалов, а для понимания картины требуется расшифровка и знание бэкграунда, я бы всё-таки отнёс его к сфере эмоционального интеллекта.

Наверное, в этом сложность. Эксперты парфюмерного рынка пытаются с линейкой и циркулем подойти к тому, каким должен быть парфюм. А парфюм – это всего лишь эмоциональный отклик. У парфюмера возник импульс на создание чего-то. Не нужно рационально это анализировать и заставлять его объяснить, почему он сделал так.

Приведу конкретный пример. Вы сказали, любите аромат 100Bon Musc & Jasmin, правильно?

– Да, Musc & Jasmin Жана-Клода Эллены.

– Расскажу вам про него историю. Когда-то бабушка Жана-Клода Эллены подрабатывала, собирая в Грассе жасмин. И он, будучи 12-13-летним мальчиком, любил приходить к ней в жасминовые поля. Он вспоминает, как его охватывал густой запах жасмина. Он видел женщин разного возраста, с корзинами цветов, под палящим солнцем. Их тела, не полностью прикрытые одеждой, вызывали у него подростковый интерес, смущали и будоражили.

Чем ближе он подходил к тем женщинам, тем сильней он ощущал запах кожи и пота. Собирать жасмин – физически трудная задача. Жан-Клод вспоминает свои противоречивые эмоции от того, казалось бы, неприглядного запаха пота и волнения, которые тот у него вызывал.

Эти воспоминания, первый интерес к женщине – запах женщины – воплотились в аромате Musc & Jasmin. Если нанести его и закрыть глаза, вы буквально увидите: мальчик идёт по жасминовому полю, в котором трудятся женщины. Это яркий, очень солнечный аромат, потому что ему хорошо в этот момент.

– Как раз об этом аромате Musc & Jasmin есть давно волнующий меня вопрос.

– Давайте, нет ничего секретного.

– За несколько лет до выхода Musc & Jasmin Жан-Клода Эллена создал очень похожий аромат для другого бренда. Те духи стоит порядка €190. 100Bon – €59. Это сознательное решение: вы хотели сделать его доступным для широкой аудитории? Или же так вышло случайно? Или мне вообще привиделось сходство?

– Жасмин на мускусе и жасмин на коже – то, с чем Жан-Клод Эллена любит работать ещё с эпохи Hermes. Это его любимые ингредиенты, и, как вы поняли, связанные с личными переживаниями. Жан-Клод, к примеру, не любит розу, хотя это одна из самых популярных нот в парфюмерии. Возможно, жасмин заменяет в его классификаторе розу.

Ну и наверное, это как у музыкантов: набор нот ограничен, но у каждого «до» и «си» звучат по-разному. С другой стороны, вы правы, говоря о сходстве. Вы уловили общую нить, которая связывает работы Жана-Клода Эллены. Ведь если вы будете слушать разные произведения Баха, вы всё равно поймете, что это Бах. В этом исключительность великих композиторов и парфюмеров. У них неповторимый художественный почерк.

Так что, нет, это не было специальным желанием удешевить какую-то композицию.


– Как искусственный интеллект изменит парфюмерию?

– Однозначно будут ароматы, созданные ИИ. Я нисколько в этом не сомневаюсь. Вопрос, хочется нам этого или нет.

– Вы видите в этом проблему?

– Знаете, меня это не беспокоит. Будут люди, которым понравится ароматы и многое другое, что будет создано ИИ. Но будут и те, кто по-прежнему захочет видеть за любым творением человека, идею, пережитую историю.

ИИ может быть отличным инструментом маркетинга, чтобы проанализировать — каких впечатлений человеку не хватает, какие эмоции он подавляет, что хочет продемонстрировать себе и другим.

Но искусство создавать ароматы для меня всё-таки неразрывно связано с личностью парфюмера. Я не верю, что ИИ способен испытывать эмоции.


– Чисто прикладной вопрос: как вы наносите на себя аромат? Сколько делаете пшиков и куда?

– Ароматы окружают меня везде – на коже, на одежде, на постельном белье. Всюду. Мне нравится идея, что они – как персонажи, которые встречаются и как-то коммуницируют между собой.

Я не делаю различий между парфюмом и ароматом для дома. Например, сейчас, в холодное время года, я использую Zeste d’Orange & Oud и другие ароматы коллекции L’atelier 100Bon как рум-спреи. Хотя у нас есть отдельная линейка Home Fragrance. А спреи для дома я часто ношу на себе, чтобы убедиться, что они не слишком раздражающие и назойливые.

На самом деле такое деление – парфюм для тела, для дома, для машины – чисто маркетинг. В конечном счете, аромат — это аромат. Он или вызывает приятные эмоции, или нет.

А что касается количества нажатий, это зависит от насыщенности запаха. У нас в гамме 100Bon есть ароматы разной концентрации – интенсивные и более лёгкие.


– Что значит «100Bon»?

– В название заложена фонетическая игра слов. Число «100» по-французски произносится как «сан» (cent), что созвучно глаголу «пахнет» (sent). Таким образом, на слух 100Bon воспринимается как «Ça sent bon» — «Пахнет хорошо» или «Сто процентов хорошо».

Есть ещё одна отсылка, понятная только французам. Словом «санбон» («sent bon» – дословно «пахнет хорошо») раньше называли духи. Моя бабушка говорила: «Ты нанёс свой санбон?» – имея в виду парфюм.

– А сейчас «санбон» в значении «аромат» не употребляется?

– Возможно, так ещё говорят в глубоких провинциях, деревнях. Но вообще это устаревшее слово, которое вышло из обихода. Однако у любого француза это как бы записано на подкорке: «санбон» — «аромат».


– Что пробовать у 100Bon? Назовите один-два аромата, к которым надо подойти в первую очередь.

– Первый — именно Musc & Jasmin, как воплощение всего, что недоступно искусственному интеллекту. Это конкретный и очень живой аромат. Очерк об эпизоде из детства. Чистая экспрессия.

Второй аромат – «Мангровый лес» Bois de Mangrove, который недавно вышел в коллекции L’atelier 100Bon. В его основе натуральный экстракт мангрового дерева от неправительственной организации, которая следит за восстановлением экосистемы (на месте срезанных зарослей сразу высаживаются новые). 100Bon – первый бренд, использующий экстракт мангры как парфюмерный ингредиент. И он отчётливо чувствуется в духах: запах земли, ощущение света, тёплого влажного покрова. Мангровое дерево растёт в очень влажном климате. Послушайте этот аромат, если ещё не пробовали. Он должен вам понравиться.


Ароматы 100Bon можно попробовать в «Золотом Яблоке» , «Рив Гош» , «Лэтуаль» , «Иль де Ботэ» .

(51 оценок, среднее: 4,18 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...