Независимый
Ресурс
О красоте
все проекты
 

Новогодний маршрут: в Эстонию, за Рождеством и за главным

Ya-z-va 25 декабря 71

Глядя на дождь и автомобильную толчею за московскими окнами, Яна вспоминает Таллин и Тарту, где вместо дождя был снег, вместо пробок — воля, вместо хмари — предвкушение. В посте много фоток и мало практического смысла, но таким уж он уродился.

Сегодня католики празднуют Рождество, а я за них радуюсь и хочу в Таллин, где была всего пару недель назад. И немного завидую.

Почему завидую?

Ну, мне кажется, у католиков, даже у экс-советских католиков Рождество какое-то более всамделишное, чем у православных христиан. Возможно, я ошибаюсь, даже скорее всего, но издалека ведь все видно капельку расплывчато, не так жестко и жестоко. «Мягкий фокус», называют этот прием фотографы.

Так вот, про Рождество. Его у католиков никто не смог всерьез отобрать, сколько ни пытались. Оно продолжалось всегда, с этими рождественскими ярмарками, имбирными человечками, венками и фонариками, и подарочными носками, и копеечным глинтвейном на площадях. А все, что не выкорчевывается насильственно, потом не требует такого же насильственного внедрения на некогда родную почву. Не требует химических удобрений в виде крупных планов президента в XXC, не требует агрессивной кристмас-бутафории на Тверской, и перекрытия всех дорог, и тех нагромождений смыслов, подсмыслов, текстов и подтекстов, которыми сейчас сопровождается Рождество в России.

Если что, я верующий человек. Если что, я люблю эту страну, хотя мне часто за нее стыдно. (Это ремарка на случай каментов в жанре «вы опять продали Родину, и за сколько шекелей, и где я могу получить свою долю?».) Но настроение, когда просыпаешься, улыбаешься, смотришь на будильник и знаешь, что в 12-35, ну, край в 12-67 (у меня такое время бывает на часах, а у вас?:) случится чудо — настигает меня не дома.

А может, дело не только и не столько в мировой истории, но и в масштабах. «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». (С) Рождество — камерный праздник. В камерных городах с ним обходятся по-свойски, отчего оно ближе.

А может, люди, когда путешествуют, становятся немного детьми, и без нарощенного скептицизма взирают вокруг, и поэтому путешествия так нужны и важны.

Я не знаю.


Я не знаю, почему именно Таллин и его Ратушная площадь была признана Forbes лучшей европейской рождественской площадью (!), но это правда. На этой площади — в кафе с окнами на нее — начинается Рождество.

На этой площади всего 30, ну 40 палаток. В палатках ничего особенного не продают, тот же глинтвейн, те же носки, и хлеб, и сыр.

Отчего эти палатки, однако, такие прекрасные? Я не знаю.

В окрестных кафе, откровенно туристических, тоже ничего волшебного не наливают. Почему я готова цедить этот ординарный бокал и смотреть сквозь него в окно вечность? Опять не знаю.

А из Ратушной таллинской аптеки, считающейся самой старинной в Европе («Raeapteek впервые распахнула свои двери», — как бы сказал скучный экскурсовод — «в начале XV века, и с тех пор…») — вид на площадь был сквозь средневековые склянки.

И пусть склянки, допустим, псевдо-средневековые, зато Рождество всамделишное.

В витринах Raeapteek — знатные снадобья: порошки из сожженных пчел и ежей (не спрашивайте, от чего они должны были помогать), рецепты от головной боли (пососать лягушку) и душевных травм (выпить водки. Ну, слава Богу, хоть что-то не изменилось).

Еще здесь продавали кофе. Но исключительно мужчинам: считалось, что у женщин этот напиток вызывает приступы истерики. И порох продавали — всем, вне зависимости от пола. Видимо, кофе опаснее.

Я разглядывала баночки с вазелином и колбочки с обугленными останками ежиков и думала: что скажут о нас потомки, изучая ассортимент наших аптек и добавки с iHerb через пару веков?..


Мы жили в отеле Telegraaf, это три шага от Ратушной площади. История у него тоже нарядная, строил здание питерский архитектор Питер Шрейнберг в конце XIX века, телеграфом оно стало в начале XX, а чем больше историй, тем сильнее ощущение сказки, а чем больше сказок — тем, опять-таки, Рождество ближе.

Кроме расположения, отель хорош своим рестораном «Чайковский» с видом в небо и завтраками. (Говорят, хорош и ужинами, но проверить не случилось.)

И архивными фотками хорош…

Телеграфистки из 1930-х. Такие прически еще донашивали наши бабушки.

… и олдскульными телефонами, которые работают. Я покрутила диск, чуть не сломала ноготь и опять задумалась: через сколько лет никто из постояльцев не сможет сообразить, что это за загадочный девайс? Возите детей, чтобы не выросли марсианами. ( И вообще, возите в Таллин детей!)

…А плох отель отсутствием даже минимального gym’a. Вообще нет спортзала, ну как так?.. И спа с бассейном открывается после 15 часов, а утром и не поплавать. Хотя сам спа неплох, я даже сделала контрольный лимфодренажный массаж, чтобы это проверить. Задала на ресепшен вопрос про отсутствие спортзала, извинились, покивали, сказали, что скоро будет.

Зато благодаря отсутствию спортзала я в 8-00, как зайчик, выбегала на outdoor пробежку. Кроссовки скользили по брусчатке нещадно, было холодно, нос тек соплями.

Зато я видела Ратушную площадь, когда все было синим, а она только просыпалась, хозяева лавок выгружали рождественский скарб, развешивали носочки и шапочки.

Зато я видела, как создается Рождество — не то, какое показывают по телевизору, а рукотворное. Почему я не купила там носки всем друзьям?.. Потому что бегала без рюкзака?.. Глупость полнейшая, конечно.

Зато я купила елочных игрушек — в магазине норвежско-эстонского бренда Shishi. Магазин глобально специализируется на домашнем декоре, в ноябре-декабре же — на шарах, снежинках, гирляндах, свечах, сосульках и кристмас-грузовичках.

Сюда стоит идти, как минимум, за вдохновением. А в тот момент, когда вы, сто раз восторженно ахнув, взглянете на ценники и ощутите их остренькие зубки (да, покусываются), имейте в виду: если зайти за угол, из дверей налево, прямо, через арку и опять налево — там Shushi-аутлет, где игрушки прошлых коллекций, а цены дружелюбнее. Но я еще не видела ни один шар и ни одну гирлянду с истекшим сроком годности. Им-то возраст точно идет на пользу.


А, важное. Зайдите утром в Таллине в переулок на Vene 6, называется Дворик Мастеров, там домишки пережили пожары, войны и интриги всех веков, и играет Вертинский (из патефона?).

«Утомленное солнце нежно с морем проща-а-а-алось».

Именно утром идите. Потом будет толпа, которая, как обычно, затопчет все сказки.

А в 9-00 только дяденька сидит, курит и пьет кофе. Надеюсь, вам повезет, и он будет так же сидеть, курить и пить.

Рождество не всегда бьет наотмашь всеми своими джингл-беллами. Бывает и будничным.


…А в Тарту мы жили в отеле с нежным именем Lydia. Оказался славный новенький отель, с балкончиков — черепитчатые крыши и вечный колокольный звон.

Утром услышала этот звон, выскочила с телефоном… и… сняла соседа-красавца, который тоже выскочил с телефоном. И-и-и им оказался тот же Вова Пожидаев. Было смешно.

А вечером на тартуской Ратушной площади давали вторую серию эстонской рождественской сказки.

Вот здание ратуши, с балкона которого мэр Тарту объявляет, что Christmas is coming, и надо на неделю забыть все распри (если вы вдруг до этого еще не), и только любить друг друга, и радоваться.

А вот огромная елка, стоя рядом с которой самый взрослый человек почувствует себя маленьким. (Подозреваю, вообще-то в этом и есть главный смысл Рождества.)

А вот сто стеклянных павильончиков, все начиненные разным, но во всех одинаково тепло (и это кстати, снаружи промозгло), в некоторых наливают кофе и тот же глинтвейн:

… А в некоторых малыши плещутся в сене. Давно не видела никого счастливее:

…А в некоторых принимаются послания Санта Клаусу, Деду Морозу и всем, кто у вас отвечает за сбычу мечт:

Стопудово будет.


А еще в Тарту я наряжала елку (ну, почти наряжала), растущую на потолке. Или я стояла на потолке, а елка — где положено. Как хотите, так и думайте, у нас плюрализм.

Милая забава, называется Tagurpidimaja, он же «Дом вверх тормашками». И, по факту, это точная иллюстрация моей жизни.

Дом построен под углом примерно 45 градусов, на входе выдают специальные очки, которые позволяют перемещаться без риска увечий, и кажется, что кровати и кресла прибиты к потолку, а все, что обычно должно быть прибито к потолку (например, люстры) болтается под ногами.

Как-то так все выглядит снаружи.

Тем, у кого проблемы с вестибулярным аппаратом, лучше надолго там не оставаться. Но зайти, чтобы запилить несколько фоточек — маст. Особенно если с детьми. Забавно еще, что интерьеры домика меняются, под Рождество подогнали вот ёлочку, молодцы.

В Москве на Арбате тоже есть такое заведение, и модель в рекламном ролике носит тот же головной убор, что и наша Оля (розовую повязку O, my!). Но в Москве взрослым людям вроде меня и так хватает поводов постоять на голове, и я затрудняюсь представить, что должно случиться, чтобы меня занесло в этот домик на Арбате. А турист — он, как я уже сказала, и есть ребенок: открыт всему, до всего жаден, о последствиях не беспокоится, ибо знает: уедет — все встанет на свои места.


Нужны ли вам после этого наводки на рестораны, выставки и другие усилители рождественского вкуса?

Ресторан Ore в старом Таллине. Определенно заслуживает всех звезд.

Подозреваю, нужны, потому что есть неминуемо захочется, особенно после глинтвейна (скачок сахара в крови и зверский голод после, слышали же, да?:). И культурки захочется. Ловите несколько точек, которые, как минимум, не испортят чуда, а могут его усилить.

  • В Таллине — must — центр виртуальной реальности Proto (15 минут на такси от Старого города, и тут же магазин Shushi), где вы точно станете ребенком, если даже до этого сдерживались. Огромный ангар (в прошлом — завод по строительству подводных лодок) набит виртуальными развлечениями под завязку.

Что такое виртуальные развлечения, знаете? Я не знала, хотя в Москве они тоже есть. Фишка в том, что вас — в специальных очках — погружают в другую реальность, и выплывайте, как хотите.

Можно погонять по трассе «Формулы-1»:

А хотите — велогонку? На макете-треке будет ездить ваше виртуальное транспортное средство, и его скорость зависит от интенсивности, с которой вы вращаете педали. И фитнес, опять-таки:)

А не хотите фитнеса — поезжайте в карете, словите ощущение, что тащитесь со всем этим багажом из Москвы в Петербург восьмые сутки и вот-вот встретите поручика Лермонтова:

Центр Proto совсем новенький, открылся три месяца как. И это лучший анти-эйдж комплекс, минус 25 лет я вам гарантирую на время пребывания. А если сможете зафиксировать и запомнить это ощущение себя ребенком, возможен и пролонгированный эффект.


  • В трех шагах от Proto — ресторан Lore Bistro, где настоящий камин, который топят настоящими дровами…

отменная фьюжн-кухня…

…и концепт: еда, которую можно и нужно шерить на всех. Это сближает не хуже Рождества.

А за окнами море и опять-таки елка, и она большая-пребольшая:


  • В Таллине же — обязательно — центр фотографии Fotografiska, где проходят отличные выставки (если повезет, попадете на что-то мегаинтересное).

И наверху, на последнем этаже — концептуальный ресторан Zero Waste. Ноль отходов, ноль мусора, самый дорогой девайс в ресторане — компостная машина, как нам было сказано. Подача при этом — гастрономическая, кухня — гурманская.

Но еще более гурманский — вид на Таллин с открытой террасы.


И, чтобы покончить уже, наконец, с едой в Таллине — ресторан Leib, он же «хлеб», и хлеб тут дивный, по рецепту бабушки шеф-повара.

И не только хлеб, если честно, дивный.

А потом сразу в Proto на велогонки, я вас предупреждала:)

И — спойлер — тут недавно откушивал Роберт Патиссон, режиссер Кристофер Нолан и вся съемочная группа фильма (то ли драма, то ли триллер), который скоро выйдет и, говорят, будет самым дорогим в истории кинематографа. Но вовсе не потому, что в смету включен ужин в Leib, нет, тут более-менее демократично все же.


  • В Тарту же обязательно идите в Национальный музей Эстонии. И подавите зевки, даже если музеи терпеть не можете в принципе. Он настолько стоит внимания, что тянет на отдельную статью.

Это не музей в скучном понимании этого слова, а место, где пересеклись история, философия, мода и современное искусство. Там есть большой зал с открытками и конвертами писем, которые люди слали друг другу до эпохи what’s up, телевизоры, по которым смотрели новости до интернета..

…И наряды, которые носили модники в XVII и XX веке, и даже ваша школьная форма там есть.

Но это уже другая тема, не рождественская, а глобальная.


Или просто гуляйте по Тарту. Одевайтесь только теплее, и проверьте, чтобы молнии на пуховиках работали. Мой чуть не сдуло.


  • И еще одно, последнее, почти тайное место, никогда без меня не узнаете:) Но в Тарту есть район Aparaaditehas, в прошлом — завод, как мы любим, сейчас же — творческий городок, где много всего занятного происходит, и магазинчики, и ресторанчики, и мастер-классы. И там наверху мастерская, где девушка по имени Анни Ансман учит делать елочные украшения из остатков кожи, которые вы полюбите больше, чем самые нарядные шары из Shishi.

Вот что у меня теперь есть. Сделано собственными руками.

Ни кожу, ни инструменты приносить не нужно. Приносить нужно только искренний интерес и любовь.

Есть дети — захватите их, им понравится. Тем более, что у Анни в мастерской живет вот такой 8-месячный красавец.

Он очень добрый. Не царапается.


Тут, собственно, можно было бы ставить точку. Самое время. Но можно я повторю одну фоточку? Чтобы наверняка.




Подпишитесь
на нашу рассылку
и участвуйте
в ежемесячном розыгрыше
бьюти-средств
32 голос., в среднем 4,84 из 5
Загрузка...
71
71
Подписка на еженедельную рассылку
Читайте также
Спецпроект
Комментарии
71
Комментировать
Kitaika
25 декабря, 2019 at 16:50
«Эта страна» — по-русски так нельзя сказать о родине, в контексте речей о любви звучит фальшиво.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Kitaika)
25 декабря, 2019 at 17:29
Ну да, конечно. Исключительно с придыханием, встав на табуретку, поднеся руку к сердцу. И с больших букв - моя любимая Родина. А иначе не верят. Тьфу
ответить
Заполните все поля
Отправить
Аля (-> Ya-z-va)
25 декабря, 2019 at 17:46
Честно, тоже резануло. Без ужаса, конечно) это как сказать на маму, сестру, близкого человека и т.д не «моя мама», а «эта мама».
ответить
Заполните все поля
Отправить
Аманда
25 декабря, 2019 at 17:18
И вроде бы Таллинн небольшой, но я уже как полгода до Старого города дойти не могу). Даже стыдно, что любуюсь Ратушной площадью только на чужих фотографиях. Кстати, почему Таллин, а не Таллинн?
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leto (-> Аманда)
25 декабря, 2019 at 20:08
Потому же, почему и "в Украине" - "на Украине"
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Аманда)
26 декабря, 2019 at 02:12
Потому что это вне норм русского языка, исключительно. Как париж - пари?
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ирина
25 декабря, 2019 at 17:40
Оох. Как же волшебно.
Спасибо за настроение!)
ответить
Заполните все поля
Отправить
leolion
25 декабря, 2019 at 17:56
Я в двух ипостасях прокомментирую, получится, наверное, не очень весело и туристично.

Сначала как католичка. Я бы не сказала, что у православных - истинных православных людей, которые прошли свою катехизацию и для которых Рождество имеет настоящий сакральный смысл - Рождество не всамделишное. Оно не менее, а скорее более всамделишное, чем у большинства номинальных католиков, крещеных в младенчестве, для которых оно сейчас тоже ограничено городскими ярмарочными бутафориями, носками, скидками и глинтвейном. Адвент это не синоним Рождественского поста в ортодоксии, хотя католиков всего мира в это время Церковь призывает отвлечься от беготни по магазинам и сосредоточиться на благотворительности. У православных же это один из самых строгих постов, вообще-то. И потому никаких вам возлияний на новый год, а католикам просто надо бы доползти до храма 1 января, потому что этот день, относящийся к Рождественскому времени, вроде как тоже обязателен для посещения церкви у католиков. Не буду уж говорить, сколько тру католиков и экс-советских в том числе там в этот день оказывается. Я не исключение, это просто для ясности. Церкви во время ординарных воскресных месс в Европе стоят еще более пустыми, чем православные храмы у нас.
Вообще, у глубоко и преданно верующих христиан Рождество свершается вне президентов в храмах и вне развешанных повсюду подарочных носков. Этих христиан в любом случае меньше, чем тех, для кого Рождество это не более, чем милая традиция. Те, которых меньше, помнят, что Бог родился, чтобы умереть за всех и всех спасти, они это празднуют, как и свою готовность последовать за Ним, и это и есть католицизим/православаие/христианство, а не размножение имбирных человечков в кругу семьи.
Наверху разберутся, кто, в каком месте и какой ногой в каком храме правильно стоял, но, боюсь я, носки и глинтвейн за доказательство веры там тоже не зачтут.

Теперь опять как христианка, еврейского происхождения по матери. Моя мама и ее тетя провели в Таллине раннее детство, бабушка с дедушкой жили там с конца 48 по 54 год. Они туда ездили и ездят, ок. Мой муж туда тоже ездит, он любит Скандинавию и Прибалтику. Но без меня. Это, увы, не слишком глубоко зарытый топор семейных споров, но нам удается соблюдать некий компромисс, поскольку своей точки зрения я членам семьи не навязываю, просто следую ей сама.
А она такова. Ни одной копейки моей там не упадет и ноги моей там не будет. Моей туристической ноги вообще никогда не будет там, где власти со скорбными рожами ходят рядом с сыплющими песком личностями с шевронами дивизий СС на праздничных и памятных парадах. Никогда не будет и нисколько не упадет. Чего бы там ни было, какие бы пряники там ни продавали, каким бы глинтвейном ни поили. Таких стран в моем сознании не существует, на их месте табула раса, слепое пятно и чистый лист. Их нет, ничего, из того, что там происходит, мне не интересно, не нужно и не волнует.
Все оставшиеся в Эстонии евреи погибли во время войны. Погибли на 90% от рук самих эстонцев. И никакой католицизм им не помешал, никакая история про рождение Бога от еврейской женщины в хлеву ради всех людей, их не остановила. И эти люди до сих пор трясут шевронами СС, демонстрируя социальное одобрение не только символике.
Собственно, вся цена всамделишности носков и глинтвейна.
Все, мне не нужно других аргументов, конкретно для меня это страна не для туризма примерно в той же степени, что и Сомали, например.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> leolion)
25 декабря, 2019 at 18:24
Я только одно спрошу, коротко - как ты живешь тогда в России, где под те же выражения лиц власть имущих в Волгограде ставят памятник Сталину, в 2019 году?
ответить
Заполните все поля
Отправить
leolion (-> Ya-z-va)
25 декабря, 2019 at 18:48
Нормально живу, потому что культ личности и репрессии осуждены еще полвека назад, и мои прабабушка и прадедушка, расстрелянные в 37-м, реабилитированы. Сталин как глава государства, выигравший войну, осужден не был, с ним Рузвельт и Черчилль за руку здоровались и договора подписывали. Никто ему уголовного или политического приговора не выносил. Как главнокомандующий, при котором была выиграна легендарная битва за город, носивший его имя в то время, он там памятного знака вполне заслуживает. Я не считаю, что нужно уподобляться американцам, которые сейчас в угаре борьбы за чистоту политкорректных рядов сносят памятники генералу Ли и прочим из того же лагеря.
И раз уж моя бабушка, которой 97 и которая носила на себе клеймо "дочери врагов народа", не считает возможным давать ему однозначное определение, то и я воздержусь, исторические фигуры такого калибра вообще выпадают из однозначных оценок.
Вот если бы памятник Дзержинскому на Лубянке поставили или около Бутовского полигона поставили памятник "Слава НКВД" и начали там в день чекиста парады устраивать, ну, тогда бы мне пришлось таки крепко подумать. Но этого не происходит, а вместо того открывают действительно хороший памятник на проспекте Сахарова, и президент страны идет туда лично возлагать цветы.

Тут я вижу существенную разницу с тем, что люди носят шевроны проклятых на века карательных дивизий чужой им страны, которой они принесли присягу, это даже не их собственные формировании были, они служили уже поверженному злу. И продолжают.

Кроме того, Россия моя страна, что уж тут, я разделяю ее судьбу даже тогда, когда она не права.
А Эстония - не моя, и я к ней никаких иррациональных теплых чувств, которые бы преодолевали мое отвращение к их нацистским выходкам, испытывать не обязана. Я так полагаю, масса эстонцев не испытывает никакого желания ехать сюда к нам туристами и обогащать нашу экономику своими евро по причинам, сходным с моими, но в контексте советско-эстонской истории. Я бы их вполне могла понять.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Аля (-> leolion)
25 декабря, 2019 at 19:29
Миллион плюсов. Частенько в инете проскальзывает сравнивание Сталина (да, знаю историю) с Гитлером и фашизмом. Как? Как можно хоть чуть зная историю так думать? У меня так же есть родственники пострадавшие от той власти (другие шли защищать) но им бы и в голову не пришло сейчас сравнивать. Своя страна-свои проблемы. У нас было очень непросто, жестоко, мерзко, но никто не шел в другие страны навязывать свои идеи с уничтожением целых народов. И таким кошмарным образом.. Да наши могли с чистой совестью стереть с лица земли спутников фашизма , но блин, еще освобождали, помогали.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leto (-> Аля)
25 декабря, 2019 at 22:11
" никто не шел в другие страны навязывать свои идеи с уничтожением целых народов" -- вообще-то шли
ответить
Заполните все поля
Отправить
Аля (-> Leto)
25 декабря, 2019 at 22:23
Нет. И не сравнивайте мелкие средневековые с покорением ради земли или отбиванием своего. Такого, что сотворила Германия (и мелкие шавки)со своей педантичностью и аккуратностью ни делал никто. Масштаб катастрофический. Не знаю, даже, как можно этого не понимать.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leto (-> Аля)
25 декабря, 2019 at 23:10
Я не сравниваю масштабы.
Но вы пишете "У нас было очень непросто, жестоко, мерзко, но никто не шел в другие страны навязывать свои идеи с уничтожением целых народов. И таким кошмарным образом.. " Возможно, вы просто знаете не все и не до конца, но "от вас" хорошенько хлебнули жители западной части Украины (не могу говорить о других народах с такой же уверенностью, как о том, что пережили семьи моих родных и друзей), где террор продолжался до середины 50х. Я так понимаю, для вас это очень эмоциональный момент, судя по тому как вы пишете, но вот это вот "мы не", когда я точно знаю, что таки да, меня за живое тоже задевает.
ответить
Заполните все поля
Отправить
SunnyM (-> Аля)
25 декабря, 2019 at 23:26
Почитайте воспоминания заключённых ГУЛАГа, тогда сможете не только сравнивать Сталина и Гитлера, а крепко задумаетесь, кто же из них больше нагадил.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> SunnyM)
26 декабря, 2019 at 00:55
Для меня эти два персонажа - за рамками нормы, смысла, всего. И в этом они равны. Нет весов, на котором можно измерить, кто "больше хуже". Оправдывать Сталина тем, что вторую мировую выиграла Россия? Нет. Россия выиграла, возможно, вопреки ему, а не благодаря. Возможно вообще выиграла только потому, что на то была воля Божия.
А то, что эта Россия сейчас оказалась там, где оказалась, без самого лучшего генофонда, который Сталин сгнобил в лагерях - это точно его заслуга.
Но пугает, что если Гитлер - абсолютное зло, то Сталин - "это как посмотреть". Пугает, что зло может быть оправдано чем-либо. Ничем оно не может быть оправдано.
И всем, кто сейчас комментирует и думает иначе, хочется сказать, что за любой такой комментарий вы бы уже сгнили на Соловках, а я лично так в первую голову.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Leto)
26 декабря, 2019 at 00:59
А какая разница, шли в другие страны или не шли, если в своей стране уничтожали те же народы? Что евреев, что цыган, что татар, что прибалтов, что немцев приволжских - Сталин не уничтожал, что ли? Всего лишь переселял в тьмутаракань и перемешивал, чтоб не жужжали. Разделяй и властвуй, ату тех, кто другой, кто верует в Бога больше, чем в вождя, кто думает, что всех умнее. Блин, правила жизни у них были одни, остальное - детали.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leto (-> Ya-z-va)
26 декабря, 2019 at 01:29
Яна, большая разница. Чтобы меньше людей верило, что наши-то никуда не ходили и никого не трогали, никакие народы не уничтожали. Чтобы меньше людей думало, что вот они плохие, а мы молодцы, только защищали и только свою землю.
Согласна, что над своими же измывались. Я вообще не понимаю, как люди это все пережили. В городах репрессии, в селах то голодомор, то налоги на все. Буквально на каждую курицу и фруктовое дерево. Поэтому проще было вырубить и вырезать все, чем ухаживать и отдавать. Я вот в этом году узнала, что любимое лакомство моих родителей, которые родились в селах, были подснежники. Подснежники блин!!!!! Потому что у них корни сладкие. Потому что в селах в Украине, где абрикосы растут на улицах, как в Лондоне платаны, не было вообще фруктовых деревьев. Коров не было, потому что все отбиралось. И это дети тех людей, которые пережили голодомор 32-33. Да ну. Не хочу об этом в рождество.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Аля (-> SunnyM)
26 декабря, 2019 at 12:40
Читала. И слушала. И свои пострадали . Но разницу вижу. Очень жаль, что вы не видите.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ирина (-> SunnyM)
26 декабря, 2019 at 16:43
Чтобы понять , что такое Сталин, достаточно прочитать мемуары Георгия Димитрова, того самого болгарского коммуниста. Казалось бы, свой, из того же стойла, той же кормушки,...Абсолютная нелюдь, как и Гитлер. И если думать категориями "моя страна-чужая страна", и тот и другой в первую очередь причинили невероятный вред своему собственному народу.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ирина (-> Ya-z-va)
26 декабря, 2019 at 16:55
Абсолютно согласна. Когда Вилли Брандт встал на колени перед памятником жертвам еврейского гетто в Польше, кто-то , не помню кто, отметил , что Германия поднялась с колен именно в этот момент.
Это то и страшно, что мы в своем глазу все никак бревна не заметим.
ответить
Заполните все поля
Отправить
таша (-> leolion)
26 декабря, 2019 at 17:48
Статья же была про Рождество,про сказку...И не всегда надо о себе,особенно,когда зажигается Вифлеемская звезда и душа ждет чуда. И статья это чудо и ожидание его,так хорошо и правильно передает.
ответить
Заполните все поля
Отправить
таша (-> таша)
26 декабря, 2019 at 18:38
В мире для всего есть свое время и место.Да мы очень много узнали о судьбе, жизни и взглядах Leolion. Было ли это уместно и своевременно...
ответить
Заполните все поля
Отправить
Анастасия (-> таша)
26 декабря, 2019 at 18:58
Это было также уместно, как уместно было в посте про Рождество и Таллин упомянуть о недостатках российского бытия. Что посеешь, то пожнёшь ))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Анастасия)
27 декабря, 2019 at 01:01
Это не упоминания о недостатках российского бытия. Это просто ощущения и попытка их понять: почему я чувствую так, а не иначе? Почему где-то рождественские ярмарки вызывают у меня одни чувства, а в Москве другие? И я не претендую на истину в последней инстанции здесь (и нигде вообще). Но если это так, и ощущения разные, значит, стоит попытаться понять, почему. Из причин возможных перечисляю не только политику. Но и географию. И близорукость туриста
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ника (-> Ya-z-va)
27 декабря, 2019 at 01:30
Яна, аплодирую стоя.
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether (-> leolion)
27 декабря, 2019 at 15:36
Я по папе эстонка, а по маме еврейка, выросла в России, живу в Германии, очень хорошо понимаю о чем вы, и именно поэтому считаю вашу точку зрения вариацией на тему "Пастернака не читал" – то есть предвзятостью, основанной на чужом мнении.
Выбор Эстонии в качестве объекта гнева как минимум странен. Симпатии к нацизму наличествуют в Германии, если доверительно пообщаться с людьми из небольших городов, к сталинизму – в России, тут думаю ничего объяснять не надо. То меньшинство, "которое бегает с шевронами СС" в Прибалтике (в Латвии, кстати, преимущественно) – имеет собратьев по разуму в любой стране мира, включая российских почитателей божества Сталина. Имхо, именно Эстония вынесла из всех исторических драм, по-моему больше всего уроков. Опять же имхо, во всем условно христианском мире это, возможно, самая мирная страна с самым высоким градусом уважения к человеку и его свободам. Причем уважения и на личном и на государственном уровне И вот это надо увидеть, можно без глинтвейна))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> aether)
27 декабря, 2019 at 15:52
Я хочу сказать, что очень рада, что нас читают такие люди. Это самое крутое на что может рассчитывать девичий сайт о красоте. Горжусь и счастлива
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether (-> Ya-z-va)
27 декабря, 2019 at 17:13
хаха, спасибо за комьюнити! у нас тут преэлегантейшая девичья дискуссия на темы, которые в любой соцсети вызывают брутальный мордобой :D
ответить
Заполните все поля
Отправить
Натали (-> leolion)
27 декабря, 2019 at 23:49
Leolion, можно я вас обниму и расцелую? Вы так точно и ясно выразили мои мыли и о Православии и вере и об Эстонии. Вот ни убавить, ни прибавить. Очень жаль, что ради "потусоваться красиво" многие люди забывают то, что, как мне кажется, никак нельзя забывать.

Тоже, как и многих, покоробила "эта страна" и вот это все...
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leolion (-> таша)
30 декабря, 2019 at 13:26
Это да, я зря, признаю, не стоило. Просто у нас в семье это болезненный вопрос по нескольким причинам сразу, и что-то меня понесло. Я просто действительно не могу физически и эмоционально переварить использование символов карательных подразделений на официальных мероприятиях в странах, в которых был Холокост. Как христианка не могу, и это не ригоризм, свастика на могилах в Финляндии меня не задевает. Тут действительно трудно объяснить разницу, и вы правы, что не стоило.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leolion (-> aether)
30 декабря, 2019 at 13:38
Вы меня не вполне верно поняли. Я не против памятника ему как руководителю одной из стран-победительниц. Он им был, это исторический факт. Как главнокомандующему в том месте, которое однозначно ассоциируется с победой. Но я была бы и буду однозначно против того, чтобы этот памятник становился извинением человеку, создавшему репрессивную Маш ну, перемоловшую несколько миллионов человек, и которая до сих пор функционирует, между прочим, пусть и не с такой силой.
Да, я не выношу однозначной оценки его исторической роли. Мои прабабушка и прадед были расстреляны в 37м и реабилитированы уже в 54м, настолько очевидными жертвами репрессий они были. Моей бабушке было 14 тогда, когда их убили, ясно, что никаких теплых чувств, мягко говоря, к Сталину она не испытывает. Но если она, даже не смотря на это, считает, что без Сталина на этом посту страна бы войну не выиграла, я просто воздерживаюсь от однозначной оценки. В конце концов, зажигательные бомбы на крышах города во время обороны Москвы тушила она, а не я.
Но это значит, что я не даю оценки в обе стороны, то есть, есть вещи, связанные с этой фигурой, которые для меня не будут оправданы ничем и никогда.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leolion (-> Leolion)
30 декабря, 2019 at 13:43
Это был комментарий для Анастасии, с телефонв заехала не туда.
Aether могу только сказать, что я последовательна в своем отношении к данному вопросу, и Эстония не единственная страна, на которую оно распространяется. Это в любом случае моя личная проблема, не думаю, что эстонский туризм так уж сильно страдает от моего отсутствия.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Бер
25 декабря, 2019 at 20:04
С одной стороны, странно под постом про Рождество видеть комментарии про фашизм и репрессии. С другой стороны, а что делать, если это действительно сейчас больные и волнующие темы. Пока общество их не отрефлексирует, такие комменты будут неизбежно возникать.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Елена
25 декабря, 2019 at 20:58
Спасибо от всей души, Яна!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Даша
25 декабря, 2019 at 21:04
Мне кажется очень логичным, что Рождество предшествует Новому Году, да и вообще, что этому празднику в Европе уделяется больше внимания, чем празднованию Нового Года.у нас в России все как-то запутанно, возможно, делается это специально, для большего разобщения граждан.
А по поводу остального...Германия до сих пор выплачивает компенсации евреям, многие переехали жить туда и продолжают пользоваться преимуществами, Германия осознала все свои ошибки .пора жить настоящим, ну сколько можно эксплуатировать эту тему?...
ответить
Заполните все поля
Отправить
Аля (-> Даша)
25 декабря, 2019 at 22:45
В том то и дело, что забывать нельзя. Некоторые забыли и вот уже с нашивками СС ходят. И если бы они не начали ходить, евреи (и все понимающие) этот вопрос бы не поднимали. Победили и все. А про «эксплуатацию » , даже слов нет..
Но вы, видимо, очень далеки от этого.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ника (-> Аля)
27 декабря, 2019 at 01:43
Аля, об этом и разговор, что нужно не эксплуатировать тему, а осознать ошибки и максимально восполнить и измениться, а не ездить на старых санях.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Лизавета
25 декабря, 2019 at 21:34
Ох, Яна! Вы умеете написать так, что душа рвется в клочья. До изнеможения люблю зиму и снег, а их нет. Такое все настроенческое, всамделишно рождественнское. Спасибо Вам большущее. Просто за то, что Вы есть. И за ваш слог. Счастья Вам в наступающем! Самого настоящего, чтобы прям вот до безобразия были счастливы. Обещайте.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Лизавета)
26 декабря, 2019 at 00:50
Вашими молитвами) А я-то пообещаю, спасибо!
ответить
Заполните все поля
Отправить
SunnyM
25 декабря, 2019 at 23:14
Ждала эту статью, Яна, спасибо! И вас надеялась случайно встретить на улицах Таллинна, увидев в Инстаграме, что вы в Эстонии. Может, в следующий раз? Может, даже на встрече с читателями?
Про рождественское эстонское настроение вы совершенно правы. И пусть Таллинн украшен и в половину не так нарядно, как Москва, но здесь дело в камерности. И многие эстонские русские, даже будучи православными или атеистами, отмечают католическое Рождество. Потому что выходные, потому что есть возможность провести время с семьей, а после рождественского ужина сходить на Ратушную площадь, выпить глинтвейна и потолкаться в праздничной толпе у ёлки и деревянных домиков.
В это Рождество мне довелось потолкаться не там, а на Невском, и пусть это не про камерность, зато я нашла в Буквоеде ваши «Бьюти-мифы» и увезла с собой.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> SunnyM)
26 декабря, 2019 at 00:49
В следующий раз - наверняка!) И спасиб., что поняли все правильно) А что до бьюти-мифов, то мы с Тийной в январе садимся за второй том)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leto (-> Ya-z-va)
26 декабря, 2019 at 01:19
Ура! Отличные новости. Первый том - мой настольный справочник)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Leto)
26 декабря, 2019 at 01:33
А вы думали зачем я в Лондон, Оля?))) мифы зовут!)
ответить
Заполните все поля
Отправить
SunnyM (-> Ya-z-va)
26 декабря, 2019 at 16:47
Ура!!!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Татьяна Л
25 декабря, 2019 at 23:18
Лет семь назад в этом ceramic shop studio купили две вазы. И ещё нас с мужем напоили там же... Яна, спасибо за чудесные воспоминания.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Татьяна Л)
26 декабря, 2019 at 00:50
Мне прям жаль, что в пост сложно вставлять видео, сначала его надо куда-то загрузить типа ютюба, а чо там загружать. Но у меня снято видео с вертинским и этой щемящей пустотой этого дворика)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Катя
26 декабря, 2019 at 01:29
Я рада, что вам у нас понравилось :) Приезжайте ещё!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Катя)
26 декабря, 2019 at 02:06
Мне правда понравилось, и я обязательно приеду)
ответить
Заполните все поля
Отправить
terra
26 декабря, 2019 at 02:13
А перед "другом" не нужна запятая разве?
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> terra)
26 декабря, 2019 at 02:47
Нужна, но кому я должна была это сказать? Не я писала это послание. Или надо было догнать и вставить?)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
terra (-> Ya-z-va)
27 декабря, 2019 at 00:33
Яна, я подумала, что это ваше послание, потому и удивилась, учитывая, что ещё и дважды.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> terra)
27 декабря, 2019 at 01:02
Да я поняла))) просто забавно получилось)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Рита
26 декабря, 2019 at 10:34
Яна, спасибо, что поделились, как всегда, удовольствие читать! Полностью разделаю ваши теплые чувства по поводу католического рождества, лучше и не скажешь. Посчастливилось побывать в Таллине на новогодние каникулы, это средневековая сказка (тут много сердечек)! Как будто опять там оказалась, спасибо!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Рита)
29 декабря, 2019 at 23:34
Я планирую всерьез туда еще, и на машине, чтобы по всей стране, она очень дружелюбная и интересная
ответить
Заполните все поля
Отправить
Таня
26 декабря, 2019 at 17:08
Яна,
Удивительная статья! С огромным удовольствием и наслаждением зачитывалась каждым словом и рассматривала каждую мелочь на каждом фото.

Мне созвучно всё - и снег зимой, и атмосфера старой Европы, особенно в рождественские дни, мечтаю встретить Рождество в подобном месте/городе, и ваше мнение по поводу католического Рождества тоже близко...

Хотя 6-7 января в сёлах Западной Украины и не только люди тоже празднуют весело - колядки, щедривки, гулянья, вся эта атмосфера, как у Гоголя, Ночь накануне Рождества, и всё такое.

Мне кажется, сильнее всего можно ощутить Рождество 25 декабря - в старой Европе, а 7 января - в деревне, где снег, природа, чтобы церковь, собраться туда ночью на службу, или с вечера, и смотреть в небо, не упадет ли звезда, не пролетит ли черт воровать луну...

Спасибо Вам за настроение, за статью, за ваши комментарии, за то что Вы есть...
ответить
Заполните все поля
Отправить
Анастасия (-> Таня)
26 декабря, 2019 at 18:48
Да, деревня, дым из печных труб, собаки изредка перегавкиваются, снег сугробами, мороз за двадцатку, деревья в шубе из изморози, кругом россыпи бриллиантов поблёскивают, небо чёрное, звёзды, месяц молодой, идёшь, и хрум-хрум под ногами...
Снега нет. Без него всё не то.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Leto (-> Анастасия)
27 декабря, 2019 at 00:49
И в голове БГ поет "Нигде нет неба ближе, чем здесь"))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Анастасия
26 декабря, 2019 at 17:49
Всё-таки это очень несправедливо, когда зло творили десятки и сотни, а ответственность на одном человеке. И несправедливо, когда из-за нескольких людей ставят крест на всей стране.
И не есть хорошо, восхваляя одних, уничижать других.

А за виртуальную прогулку - спасибо ))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Анастасия)
27 декабря, 2019 at 01:07
Вы имеете в виду довлатовское - «все говорят Сталин, Сталин, а кто написал 1000 миллионов доносов?!» ? Вы про это? Я думала об этом. Ни к чему новому не пришла, кроме того, что любой вождь (начальник руководитель правитель) несёт на себе ответсвенность за поведение всех 10000 миллионов. И что есть времена, когда от людей требуется быть хорошими, и они с радостью. А есть времена, которые берут наизлом и проще быть плохим. Но люди всегда одинаковы, во все времена и при всех правителях. А то, что ведут они себя по-разному / это вопрос к правителям. За что они Медали раздают.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Анастасия (-> Ya-z-va)
27 декабря, 2019 at 04:52
Да, про это. И про доносы, и про окружение.
Да, людям удобнее переложить всю ответственность на правителя, нежели придавить себя этим тяжким грузом. И надзирателям и сидельцам в лагерях удобно оправдаться, мы не садисты, это Сталин и времена на излом. Нет, не времена. Сталина давно уж нет, а садистов полно. Как вы выше написали - ничем это зло не может быть оправдано, и личное зверское в том числе. "Проще быть плохим" это личный выбор, а значит, и личная ответственность.
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether (-> Анастасия)
28 декабря, 2019 at 01:04
Love, прям 100% Хана Арендт
ответить
Заполните все поля
Отправить
Nadezda
26 декабря, 2019 at 21:15
Я из Латвии, из смешанной семьи, и очень согласна о Рождестве. У латышей оно какое-то более гармоничное, 24ого и 25ого непременно встречи с семьей, праздник, подарки и их ожидание, дедмороз и ёлка, в подавляющем большинстве случаев гламур и все нарядные, даются 3 выходных, в храм можно успеть зайти с гарантией -)
А НГ уже праздник с друзьями, тусовка, кто в джинсах, кто в вечернем, никакого напряга, никаких родительских "как ты не с нами, и когда обменяемся подарками.

В этом плане православное Рождество сложнее, это церковный праздник, у него нет непрерванных традиций поколений, да, храм, да, семейный обед, а в НГ пытаемся вбить сразу всё: и подарки, и родителей, и детей, и громкие тусовки -)))
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Nadezda)
27 декабря, 2019 at 01:39
Да, да
ответить
Заполните все поля
Отправить
aether (-> Nadezda)
28 декабря, 2019 at 00:56
В Германии тоже у Рождества (как светского праздника) и Нового года очень гармоничное разделение обязанностей.
В Рождество собираются семьей, часто несколько поколений, готовят традиционную еду, покупают и упаковывают подарки, одеваются в свитер с оленями, сидят за столом и у камина, много едят, еще больше разговаривают, играют в карты, гуляют в лесу и расползаются спать в 22:00.
А Новый год встречают с друзьями, в барах или на улице, большими малознакомыми компаниями, одеваются в платья с пайетками, много пьют и бабахают фейерверки. В качестве подарка чаще можно получить поцелуй соседа или one night stand))
И корпоративы обычно заканчиваются до середины декабря.
И еще никто не смотрит телевизор, особенно за столом))))
А в России ты должен все успеть: корпоратив-подарки-продукты-наряд-салат-мейк, потом до 12 наедаешься с семьей, расстегиваешь молнию на платье, потом с трудом ее застегиваешь и переваливаясь уходишь в ночь продолжать безудержное веселье :)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ируня
27 декабря, 2019 at 01:09
Мне почему-то Рига больше понравилась в вашем исполнении.
Очень хочется теперь поехать туда)
Кстати вот про католическое Рождество - там будто бы да, носки, пряники, огоньки, глинтвейн на ярмарках, а православное - оно такое строгое, духовное что ли... Не могу объяснить даже, но точно знаю, что ночь перед Рождеством и когда из церкви ночью идешь - там точно волшебство снаружи творится!
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Ируня)
27 декабря, 2019 at 01:39
Разные города - разные мысли, это нормально. Может, если б мы не в ригу, а в Таллин поехали в свадебное путешествие с Юрой, и этот текст был бы другим. Вообще за этим и стоит куда-то ездить. За новыми мыслями, встречами, ощущениями. Только за этим
ответить
Заполните все поля
Отправить
Nadezda (-> Ируня)
27 декабря, 2019 at 12:19
До революции подарки у православных были на Рождество, и всё было очень гармонично, теперь же так всё запутано, что многие православные в Латвии подарками обмениваются уже на католическое. Вокруг полно друзей, к которым дедмороз уже пришел, иди и объясняй своему ребенку тонкие материи, да и дураков нет - ты можешь получить подарки на неделю раньше -)))
В храмы мы тоже ходим всякие, лютеране активно заходят в православные церкви из-за икон и возможности поставить свечу, православные заходят к лютеранам, есть и православный храм со службами только на латышском.

Носки для сладостей, венок адвент (когда каждое воскресение зажигается по еще одной свечи, и так до Рождества), пряники - ничего из этого не отменяет самого Рождества -)))) Но это же не Страстная пятница, когда нельзя радоваться, это время волшебства -)
ответить
Заполните все поля
Отправить
Ya-z-va (-> Nadezda)
27 декабря, 2019 at 12:49
Вы очень правы) И да, Рождество - время волшебства, и это главное, по-моему, и даже главнее каких-то религиозных догм. Именно с глобальной точки зрения главнее.
ответить
Заполните все поля
Отправить
Лика
27 декабря, 2019 at 14:45
Спасибо большое за такую красоту! Была впервые в Таллине в прошлом году и влюбилась в улочки Старого Города, в его атмосферу! Кажется, надо на праздники ехать туда в следующем году, чтобы посмотреть на эту всю красоту своими глазами.
ответить
Заполните все поля
Отправить
-
1 января, 2020 at 20:45
Эстонцы - лютеране
ответить
Заполните все поля
Отправить
Заполните все поля
Отправить
Новые комментарии приходят по электронной почте.
Архив