Независимый
Ресурс
О красоте

Феминизм Vs компьютерные игры: не женское это дело?

Феминизм Vs компьютерные игры: не женское это дело?

В прокат вышел фильм по игре Mortal Combat, где одна из главных героинь, суровая Соня Блейд, дерется наравне с мужчинами. А ведь недавно девушки в серьезных компьютерных игрушках были исключительно украшением. Оля Третьякова — о том, как менялся гейм-мир под воздействием фем-идей.

Как-то исторически сложилось, что компьютерные игрушки создавались мальчиками — и для мальчиков. (Как по мне — это влияние патриархальной культуры, которая затрагивает абсолютно все области, включая такие «игрушечные», но можете выдвинуть другую гипотезу.)

Во всяком случае, так было раньше. Сейчас картина меняется, но, тем не менее, компьютерные игры до сих пор можно (очень условно, очень!) поделить на две категории. Первые — типа «серьёзные», на самые разные темы, с привлечением больших денег и больших дизайнеров. Вторые — типа «для девочек». Это такие игрушки, в которых женщине предлагается отработать свое гендерное предназначение — красивей всех одеться, чище всех убраться, вкусней всех приготовить борщ и выйти замуж за самого породистого принца.

И если первая категория более-менее учитывает исторический момент, то вторая, кажется, застряла где-то в Средневековье. А может, даже в каменном веке.

Как это было?

Первая компьютерная игра в мире, Nimatron, появилась в 1940 году. А первый женский персонаж – только в 1961. Это была мисс Пакман в игрушке Ms Pac-Man. Так же, как и в мужской версии, она поедала точки и убегала от чудовищ, а от обычного Пакмана отличалась бантиком на голове и накрашенными губами.

Следующая женщина – Самус Аран из Metroid Pride — была персонажем с изюминкой. Сначала никто не догадывался, что играет за женщину, но в финале Самус снимала костюм и – сюрприз! Учитывая, что игровое сообщество тогда считалось практически закрытым мужским клубом, отличный получился пранк.

Кто был третьей игроженщиной, Гугл молчит. Зато показывает, какими были персонажи в игрушках в 1980-90-х. Вот, к примеру, одна из первых версий Лары Крофт.

А вот так она менялась от версии к версии. Примерно так же, как неандерталец становился прямоходящим человеком.

Эволюция Лары Крофт

Девиз 1990-х — «Секс продает всё». Посмотрите: это Рейн из BloodRayne. Да-да, вот прямо так она и дралась. В декольте и чулках с подвязками. Потому что геймеры любили погорячее.

А как вам, например, жестокие бойцы из Dead or Alive?

Перелом произошел в 2004, когда вышла игра Half Life 2. Ее героиня Алекс Вэнс, одетая и ведущая себя без намека на секс, стала культовой. И хотя роль у нее была явно не главной, создатели компьютерных игр поняли: да, на таких девушек есть спрос.

Да, секси-чики – точнее, мужские фантазии о них – никуда не делись. Lollipop Chainsaw, Nier Automata – игры не самые старые. Просто теперь они — не единственный вариант.

Благодаря Алекс Вэнс (ну, не только, конечно, времена в принципе изменились) появились героини, чья сила была не в размере груди, а в характере и проработанности истории. Перечислим основных: Фейт из Mirror’s Edge, новая Лара Крофт, Клементина из «Ходячих Мертвецов», Эмили Колдуин из Dishonored 2, Сенуа из Helldlade: Senua’s Sacrifice, Элли из The Last of Us, Элой, Horizon Zero Dawn.

Даже игры, которые не предполагают особой детализации женских персонажей (потому что по правилам надо бегать и драться, ну или стрелять) стали немного другими. Взять, к примеру, Mortal Combat и GTA. Вот как выглядит одна из героинь в новейшей версии.

Mortal Combat

А вот — женские персонажи из версии 2011 года. В трусах и на каблуках, да.

Mortal Combat 9 (2011)

Вот еще — изменения конкретно по персонажам:

Mortal Combat: одни и те же персонажи 10 лет спустя

Впечатляет? Еще бы.

Но сейчас у меня возникает ощущение, что маятник качнулся в противоположную сторону — в сторону запрета на выражение женской сексуальности. А ведь она бывает разная, и кто возьмется ставить границы — эта правильная, та — нет? Здесь она уместна, а тут — будьте любезны, прикройтесь-оденьтесь?

Но желающие находятся.

Взять, к примеру, «Ведьмака». Одна из героинь – Цири, первая женщина-ведьмак (не ведьма, не будем путать – она суровый боевой маг), одета, по мнению пользовательниц (по ссылке — статья под названием «Как феминизм уничтожил видеоигры»), неуместно для такого сурового персонажа. Да и вообще какая-то уж слишком красивая.

Другая история — с игрой Mass Effect: Andromeda. Одну из главных героинь, Сару Райдер, хотели создать по образу и подобию модели Джейд Росси. Но геймершам идея не понравилась: все эти модели, вы же знаете, выглядят не так, как среднестатистические люди. Создатели учли пожелание: Сара стала не моделью, а обычным человеком. Что в итоге? Геймеры начали бойкотировать игру, продажи были слабые, и через четыре месяца создатели прекратили ее поддержку.

Сара Райдер — задумка и воплощение

Но что это доказывает? Что аудитория игр по-прежнему в основном мужская, и ей не нравятся такие изменения? Или что надо было лучше работать над сюжетом конкретной игрушки? Все-таки анимация там была крайне хреновой, а сюжетные дыры — космического масштаба.

Только для девочек!

Но есть и другая категория игр. Строго говоря, никто никогда не называл их играми для женщин (хотя бы потому, что пол, как сегодня считают, не равен гендеру), но найти их можно исключительно в мобильных приложениях. И это не случайно: по статистике, большинство женщин играет с мобильных устройств, а мужчины предпочитают компьютеры и большие мониторы.

И такое впечатление, что эти игрушки создавались специально для героинь фильма «Степфордские жены».

В AppStore существует примерно миллион игр-переодевалок, где нужно подобрать виртуальным моделям одежду и обувь или кардинально менять имидж. В общем, поработать дизайнером. Но знаете, что общего у всех этих игр? Все модели в них выглядят как куклы Барби из 1990-х. Посмотрите, даже fashion-мир уже признал существование обычных людей – больше 44 размера, невысоких, нестандартных. Но в играх XXI век так и не наступил.

Помню, когда в американской версии передачи «Проект «Подиум» дизайнерам впервые выдали нестандартных моделей, маэстро устроили истерику: они же создают одежду на настоящих фей, а не этих вот, с животиками и короткими ножками! Даже 10 лет назад смотреть на это было крайне неловко.

Обычно героиня «женских» игр не только стандартно-красива, но и желания у нее самые стандартные: найти любовь и выйти замуж. Ничего плохого в этом нет, просто хотелось бы какого-то разнообразия.

Например, игрушка Love Choice позволяет вам стать героиней современной мелодрамы. В самом начале вы теряете все, оказываетесь на нелюбимой работе, но прекрасный молодой человек (можно выбрать ему цвет кожи и форму челки) поможет вам преодолеть трудные времена. Если, конечно, вы всегда будете делать выбор в пользу любви, а не в пользу себя.

Реклама игр-преображений примерно одинаковая: девушка не побрила ноги и подмышки и подошла поболтать к парню — он в ужасе убежал. Или выбрала для знакомства с родителями жениха неподходящий наряд — и вот помолвка расторгнута, а возлюбленный уходит, холодно бросив на прощание что-то типа «я был о тебе лучшего мнения».

Фото, правда, о другом: о том, что темную кожу подмышками надо отбеливать, а то иначе и руки поднять неприлично. А, нет, о том же.

Тут, вероятно, надо сделать какой-то вывод. Например, предположить, что рано или поздно и до этих средневековых игр доберется феминизм. Или, может, призвать всех к терпимости?.. Хочет ли человек играть в маникюрный салон на дому или расстреливать полчища зомби — это его личное дело. Лично я — за игровое разнообразие. Главное, чтобы оно было.


Читайте также:

(16 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...