Независимый
Ресурс
О красоте

Кто такой коуч простыми словами?

Оля Третьякова
Оля Третьякова 15 октября 2021 62
Кто такой коуч простыми словами?

Чем коуч отличается от психолога? Коучинг правда может помочь улучить жизнь? А навредить может? Спрашиваем у четырех коучей, трех психологов и одного психотерапевта.

Наши эксперты:


Коуч — это вообще кто?

Мария Дубровина: Коуч (от англ. coach) — тренер. Изначально — спортивный. И понятие пришло из английского языка. Но постепенно появились тренеры, которые помогают в других областях: бизнесе, личной жизни. В середине 1990-х в США появились первые профессиональные ассоциации коучей.


Сейчас коучем себя называет каждый второй. Почему коучинг вдруг стал модной профессией?

Мария Дубровина: Ну не то чтобы эта тема возникла вчера. Просто раньше это называли по-другому: наставник, учитель. Институт передачи знаний существовал всегда. Почему сейчас это востребовано? Потому что изменилась динамика жизни — стали цениться навыки стратегического планирования и расстановки приоритетов. И в этом может помочь коуч.


Коучи бывают по психологии, похудению, спорту, любви и сексу. А какие еще?

Анастасия Скворцова: Обычно коучами становятся люди, которые уже являются экспертом в какой-либо профессии: специалист лучше понимает свою аудиторию, знает ее боли. Эйчар может стать карьерным коучем, диетолог — коучем в сфере питания, маркетолог — коучем в деловой сфере (например, распаковке личности для соцсетей). Можно найти коуча в любой области, где он вам понадобился.

Ирина Острейко: В процессе практики у коуча выстраивается своя ниша. Ко мне чаще всего идут с запросами о перемене работы, вопросами о карьере. Все-таки мой бизнес-опыт (более 20 лет работы в косметических корпорациях в качестве топ-менеджера) играет роль.


Работа некоторых коучей выглядит как добровольный отъем денег у населения. Когда – если серьезно – в коуче есть толк? И какой именно?

Анастасия Скворцова: Как говорили у нас во время учебы, коучинг невозможно продать, его можно только купить. И часто начинающие коучи сталкиваются с тем, что сложно объяснить клиенту: а за что он, собственно, платит деньги?


Ну и за что?

Мария Дубровина: Коучинг — движение из точки А в точку Б. Эта точка Б представляется вам привлекательной, она вам интересна. Но в силу каких-то обстоятельств вы никак не можете до нее дойти. Эти обстоятельства выясняются на сессии. Когда они становятся очевидны, коуч помогает проделать вам путь до цели.


Как именно помогает? Лупит скакалкой по спине? Кричит: «Соберись, тряпка!»?

Мария Дубровина: Первая сессия — это сбор информации (анамнеза), составление портрета клиента, выявление запроса: что конкретно волнует человека, почему он пришел именно сейчас? Что считает важным о себе рассказать?

В конце сессии коуч сообщит клиенту, берет ли он его в работу, или этот конкретный запрос не в его компетенции. Если берет, то примерно сориентирует, сколько еще надо будет встречаться. Уточнит, когда можно поговорить, достигнута она цель, ради которой велась работа.

В общем, скакалкой никого не бьют.


Очень похоже на психологию. В чем разница?

Ирина Острейко: Психолог работает с прошлым, коуч — с будущим. Психолог помогает изменить эмоциональную реакцию на привычное поведение. Коуч работает с действиями по достижению цели. Например: как найти работу? Как сделать выбор между двумя вариантами?

Алена Грибова: Психолог и психотерапевт работают с внутренними ограничениями, самооценкой и самоценностью, страхами, убеждениям, детскими травмами. Работа с коучем – это когда у человека все хорошо, но он хочет, чтобы стало еще лучше. И ищет короткий комфортный путь. Допустим, вы хотите зарабатывать миллион в месяц и приходите к психологу. Как он будет с этим работать? Поможет повысить самооценку, разобраться в ваших отношениях с деньгами. А коуч уточнит, что вы уже пробовали делать, что сработало, что нет, какими ресурсами вы обладаете. И поможет выстроить стратегию в нужном направлении.

Анастасия Скворцова: Коуч работает со здоровыми людьми. Решение психологических проблем — не в его компетенции.

Мария Дубровина: Разница — в образовании. Чтобы иметь право называться психологом, нужно иметь высшее психологическое образование. Коучем может стать любой человек, получивший сертификат (список мест см. ниже). И для этого не нужно 5-6 лет — достаточно 5-9 месяцев, иногда даже 3,5.


Ага! То есть коуч — это недопсихолог? Чему вообще можно научиться за такой срок?

Мария Дубровина: Коучем, в том числе, может быть и психолог, и психотерапевт, и врач-психиатр. Коучинг — просто дополнительная специализация. Чтобы ее освоить, надо разобраться в теории и на практике отработке навыков в группе, в «тройках», один на один. И поработать с супервизором, который разберет, как прошла ваша сессия, как в следующий раз можно сделать это лучше.

Конечно, освоить всю психологическую теорию и тем более практику за это время не получится, но ведь коучинг не об этом.


А о чем же, в конце концов?!

Анастасия Скворцова: Давайте я объясню на примере такой метафоры. У вас есть комната, в которой где-то лежит ключ — решение вашего запроса. Но в этой комнате нет света. Коуч — человек с фонариком. Он вместе с вами отправляется на поиски ключа и исследует пространство комнаты. Коуч фонариком-своими вопросами — подсвечивает разные углы комнаты, поддерживает вас в вашем движении. И в какой-то момент вы можете сказать «о, нашёл!».


И сколько надо бродить в темноте, чтоб клиент «о, нашел»?

Марина Дубровина: Зависит от запроса. Иногда какой-то вопрос решается за одну сессию, но чаще работа идет 3-6 месяцев.

Ирина Острейко: Одна моя клиентка пришла с запросом: хотела поменять работу, так как в нынешней она разочаровалась. Клиентка была фрилансером, зарабатывала разовыми заказами и не брала новых, пока у нее на карте не оставалось 2000 руб. Мы стали разобраться, и за две сессии она осознала, что основная причина тут в том, что она и сама не видит ценность своей работы, и не понимает, насколько ценна эта работа для других. Но при необходимости она моментально находила заказы, и были люди, которые хотели работать только с ней. После второй сессии она поняла, что ее труд — не трата времени, он важен для окружающих, изменила отношение к работе и взяла сразу несколько заказов.


С какими запросами чаще всего приходят к коучу?

Анастасия Скворцова: К бизнес-коучу обращаются, если нужно улучшить финансовые показатели, продвинуться по карьерной лестнице. К лайф-коууч — когда не получается выстроить отношения с семьей/друзьями/коллегами. Коуч перемен — постановка и проработка целей (когда хочется понять, чего вы хотите, как будет выглядеть желаемое), принятие решений (например, остаться на этой работе или уходить в свой бизнес?). Также коучи работают с прокрастинацией и самосаботажем, помогают наладить планирование.


А вот это вот — «лайф-коуч», «бизнес-коуч» — это что? Специализации?

Анастасия Скворцова: Да, можно так сказать. Есть коучи — психологи по образованию, они могут помочь выстроить отношения в семье, на работе, организовать жизнь. Кто-то пришел в коучинг из бизнеса — соотвественно, он помогает клиентам раскрывать деловой потенциал. Названия — для понимания, какое основное направление работы коуча.


Получается, коучинг не решает личных проблем, а дает быстрый поверхностный результат? И человек подсаживается и потом приходит снова и снова?

Анастасия Скворцова: Так ставить вопрос не совсем корректно. Если у человека серьезные личные проблемы, то это не к коучу. Можно ли подсесть на коучинг? Можно подсесть на результат. Когда человек видит, что сессии эффективны и помогают двигаться быстрее в нужном направлении, хочется продолжать в том же темпе. Но кто-то будет ходить к коучу, как на работу, а кто-то использует полученную информацию и будет продвигаться дальше самостоятельно.


Как отличить коуча от шарлатана?

Анастасия Скворцова: Понятно, что у коуча должен быть сертификат. Но этого мало. Есть фразы-маркеры, обесценивающих ваш предыдущий опыт, вашу способность выбирать и принимать решение.

  • «Кто ж вам это насоветовал?»
  • «Да где вы таких находите?»
  • «Зря деньги потратили, надо было ко мне приходить»
  • «И вы планировали с этим самостоятельно справиться?»

Если коуч это говорит, бегите. Да и вообще: если по необъяснимым причинам вам кажется, что что-то не так, значит, вам не кажется.


Где учат на коуча?

Анастасия Скворцова: В России лидером является Международный Эриксоновский институт коучинга. Здесь коучей готовят именно по мировым стандартам.

Мария Дубровина: Я заканчивала ICTA (International Coaching Training Association). Понравилась программа, понравились требования к выпускникам: у каждого должна быть супервизия, часы личной терапии, много практических отработок.


А еще:


Какие у коучей расценки?

Анастасия Скворцова: От 1000 рублей до миллиона и выше — в зависимости от опыта, квалификации и звёздности коуча.

Мария Дубровина: В среднем, 4000-5000 до 10 000 рублей, но есть те, которые берут около 20 000 рублей. Зависит от страны, где коуч живет, направления, уровня задач, с которыми коуч может справляться, от того, есть ли у него супервизор (супервизия — это дорого).


Боже, за что столько платить? Коуч возьмет меня за руку и лично отведет к светлому будущему?

Анастасия Скворцова: Нет. Есть анекдот: сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку? Ни одного, пока лампочка сама не захочет поменяться. То же самое можно сказать про коучинг. Многие идут к коучу в надежде, что он расколдует все его проблемы на раз-два. Как однажды сказал мой клиент, «мне так нравятся сессии, такой подъем после, но у меня совершенно нет времени ещё что-то делать». Но так это не работает. Коучинг — не волшебная таблетка. И коуч не добьется вместо вас результата. Он даст инструменты, поможет выработать план. Дальше все зависит от вас.


Что мы думаем о коучинге?

Яна: Честно — я в замешательстве. С одной стороны, да, очень похоже на поиски волшебной пилюли, такой, чтобы сработала «от всего и от всего остального». С другой — знаю немало людей, которые всю жизнь набивают себе шишки на одних и тех же местах, и вроде они не глупые, и вроде, действительно, ни к психологу, ни к психотерапевту с этим не пойдешь, как-то не серьезно, нет драмы и накала тоже нет, но шишки-то болят. И может, для них такой коучинг и был бы выходом, но они выросли в другие времена и не знают, что это лечится не разговорами за рюмкой чая с друзьями, которые, конечно, все выслушают, но вряд ли помогут. Но, конечно, тут должны совпасть все звезды, и коуч по интеллекту и внутренней силе должен быть равен клиенту. Много ли таких мощных коучей? Понятия не имею.

Юля: Коучи — новое модное явление в России, и, как я часто шучу на наших редакционных планерках, сейчас куда ни плюнь, попадешь или в коуча, или в нутрициолога. Да, и в той сфере, и в другой могут быть хорошие помогающие специалисты. Пугает, что и там, и там для помощи другим людям не требуется базовое медицинское или психологическое образование — раз есть короткие курсы. Получается, рассчитывать можно только на то, что конкретно этот коуч — человек хороший и поучился подольше? -) Это — что касается моих опасений.

Что я вижу позитивного в этом тренде — на волне моды на коучей люди, которые не готовы были на психотерапию, возможно, все-таки получат психологическую помощь. Которая все еще имеет в России ауру чего-то предосудительного. А коуч — это же для здоровых!

Лена: Не имея опыта, я всё равно не до конца понимаю, как это работает. Тем более, я не люблю советы ни в какой форме. Особенно советы диетолога:) Я бы доплатила, чтобы их не слышать. «Помогу понять, чего вы хотите» – тоже сомнительная для меня история.

Но, судя по описанию, получается, моими коучами были любимые учителя в школе, друзья родителей, начальники (мне с ними преимущественно везло:) и коллеги по индустрии. Я подмечаю, какой выбор они делают и какие решения принимают. Как разруливают кризисные ситуации, строят отношения, отдыхают, ведут small-talk и чем интересуются. Бессознательно что-то схватываю. Иногда прямо восхищаюсь и думаю: «Тоже так хочу». И да, я согласна с Яной что коуч и «пациент» не должны быть равновеликими величинами. Как минимум. Хоть в чём-то тренер должен быть на ступеньку тебя выше.

Мне хватает естественной движущей силы – общения, интуиции и любопытства. Ради интереса я бы попробовала и коучинг:)


А вы обращались к коучам? Как считаете, в этом есть смысл, или все-таки это что-то сомнительное? Знаете примеры, когда какое-то количество сессий с коучем кому-то помогли?


Наши эксперты:

Анастасия Скворцова
Психолог, коуч

В работе использует приемы инфографики — метод управления своей жизнью через рисунок. Ведет Инстаграм.

Алена Грибова
Бизнес-коуч

Опыт: 20 лет в психологии. Прошла годовое обучение в школе коучинга К. Довлатова. Проводит индивидуальные консультации и групповые тренинги.

Ирина Острейко
Коуч перемен

Сертифицированный коуч (МГУ, Институт Практической Психологии Личности). Живет в Швейцарии, ведет блог @irina.in.swiss. По словам Ирины, она помогает людям «не бояться перемен с помощью работы с убеждениями».

Мария Дубровина
Психолог, коуч, гипнотерапевт

Живет в Швейцарии, работает с русскоговорящий аудиторией. Училась у психолога-гипнотерапевта Жана Беккио, имеет диплом в области психологии университета Женевы, практикующий гипнотерапевт. Помогала нам разобраться, что такое синдром самозванца.


Читайте также:

(23 оценок, среднее: 2,83 из 5)
Загрузка...
Читайте также
Спецпроект
Бюджетная косметика
Комментарии-
Идёт загрузка...